Совершенствование ловкости

Главным требованием при тренировке ловкости является непрерывное повышение координационных трудностей, которые должны преодолевать спортсмены. В самых общих чертах некоторые авторы рекомендуют такую последовательность:

• требования точного исполнения данного упражнения с точки зрения его пространственных характеристик, направления, амплитуды и др.;

• повышение координационной сложности посредством изменений в ритмической структуре упражнения;

• постепенное ускорение исполнения без нарушения его точности;

• усложнение обстановки;

• стремление к экономизации двигательных действий.

Однако следует отметить, что указанная последовательность в занятиях не должна считаться обязательной в каждом отдельном случае.

Тренировочные задания, направленные на развитие ловкости, должны включать достаточное количество координационно-трудных упражнений. Эти трудности слагаются из следующих требований: точность движений, их взаимная согласованность и внезапно меняющаяся обстановка.

В числе методических приемов, используемых при тренировке координационных способностей, можно выделить следующие: применение необычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости или темпа движений; изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение; смена способов выполнения упражнений; усложнение упражнений дополнительными движениями; изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях; выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях; изменения в противодействии противника (встреча с различными соперниками, системами игры, вариантами и т.д.). С помощью этих (и ряда других) методических приемов совершенствуется не только двигательный, но также и слуховой, и зрительный анализаторы, что имеет существенное значение для улучшения быстроты сложных реакций. Здесь же отметим, что специальные упражнения для развития ловкости являются довольно утомительными вследствие их комплексного характера и больших требований к нервной системе спортсмена. Поэтому необходимо, чтобы занятия были более разнообразными и эмоциональными, особенно в подготовительный период, когда в рамках общей и специальной физической подготовки число упражнений является наибольшим. Для этого используются:

• специальные упражнения для развития равновесия (ходьба по брусьям, различные прыжки с трамплина и без него и т.д.);

• специальные трассы, требующие от участника соревнования умения преодолевать преграды, бегать с резким изменением скорости и направления и т.д.;

• различные игры, требующие сообразительности, взаимодействия, воображения и др.;

• упражнения для развития специальной координации: жонглирование с различными по форме и весу спортивными снарядами (мячами и другими предметами) в сочетании с прикладными упражнениями.

Большое место при совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения. С их помощью можно решить ряд задач физической, технической и морально-волевой подготовки.

Приведем наглядный пример некоторых упражнений на развитие ловкости из арсенала акробатики. Представленные упражнения подбираются таким образом, чтобы они соответствовали уровням умений и подготовленности студентов-спортсменов. Бессмысленно, к примеру, новичкам давать задание исполнить сальто. Казалось бы, простое упражнение – кувырок. А при выполнении кувырка вперед могут быть следующие варианты усложнения:

• кувырок вперед из приседа в группировке;

• кувырок вперед из положения стоя;

• кувырок вперед с захватом одной или двух ног;

• кувырок вперед с закрытыми глазами;

• кувырок вперед с выходом на одну ногу;

• кувырок вперед без опоры руками (руки свободные, в стороны или сцеплены за спиной);

• серии кувырков вперед по прямой или ломаной линии;

• кувырок вперед с предметом в руках;

• полеты-кувырки вперед через препятствия с различной высоты и различной конфигурации и т.д.

Упражнения, направленные на совершенствование координационных способностей, должны иметь в какой-то степени своеобразную прикладную направленность для конкретных видов спорта.

Для совершенствования ловкости используется много методов. Весьма эффективной является работа с интервально изменяющейся интенсивностью при различных формах деятельности – соревновательной, поточной, круговой – и при частой смене обстановки. При подборе средств и методов необходимо иметь в виду, что ловкость является качеством, которое создается в течение продолжительного времени. Это обстоятельство требует в каждую тренировку, независимо от ее направленности, включать упражнения по развитию координации движений, равновесия, ритма и т.д.