Социокультурные стандарты и ориентиры

Как и во многих развивающихся странах, в отсталых странах Африки - а в интересующем нас аспекте они все могут быть отнесены именно к такой категории - наивысшим социальным престижем пользуется причастность к власти, или, точнее, место служащего в государственном учреждении. Вследствие огромной роли государства не только в политической администрации, но и в хозяйстве страны государственных учреждений в городах достаточно много, поэтому весь вопрос сводится к тому, чтобы найти себе в них место. Именно так обстоит дело со всеми теми, кто получил какое-либо образование в своей стране и тем более где-то за рубежом (как известно, во многих странах мира существовали и существуют квоты студенческих мест для выходцев из африканских стран, которые получают образование за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно). Определенная доля выпускников вузов, став благодаря полученному образованию в ряды социальной элиты, может заняться бизнесом или пополнить ряды так называемых лиц свободных профессий. Однако большинство заполняет собой многочисленные государственные учреждения и, по упоминавшемуся уже закону клановой солидарности, наполняет низшие должности в этих учреждениях своей родней.

Воспринимать государственные учреждения в качестве кормушки - типичное проявление психологии иждивенчества, социального паразитизма, которая генетически связана с общинно-коллективистской кланово-трибалистской психологией и функционально родственна психологии любого лишенного собственности и индивидуальности субъекта, что очень хорошо известно нам по собственному опыту. Естественно, это рождает определенный социопсихологический стандарт, устойчивый, четко ориентированный стереотип: главное - хорошо устроиться. Рассчитывать же на самого себя приходится лишь тогда, когда устроиться не удалось.

Преодолеть такого рода стереотипы, уходящие корнями в социопсихологический стандарт полупервобытности, очень непросто. Когда на рубеже 1950-1960-х гг. в формирующихся странах Африки встал вопрос о том, кто заменит ушедших колонизаторов и как организовать производство на предприятиях, в большинстве стран пошли по пути резкого увеличения заработной платы рабочих, особенно имевших хорошую квалификацию. Этим была повышена значимость их труда и обеспечена ломка привычного стереотипа. Работать и зарабатывать свой хлеб в условиях города за счет собственного труда стало достаточно престижно, хотя престиж государственной службы по-прежнему оставался вне досягаемости. Кроме того, высокая заработная плата оказалась стимулом к хорошему регулярному труду, учиться которому тоже следовало практически заново. Той же цели преобразования привычных общинно-первобытных стандартов служило стимулирование образования в африканских странах.

пример

Согласно специальным расчетам, с 1950 по 1988 г. общее число учащихся на континенте возросло в 10 раз, с 9,3 до 92,2 млн, причем в средней школе - в 27 раз, а студентов - в 30. Правда, если исключить арабскую Африку, эти цифры будут значительно ниже, как в абсолютных, так и в относительных величинах. Но за последние 20 с лишним лет рост, надо полагать, продолжался.

В любом случае цифры впечатляют. В одной только Нигерии функционируют десятки университетов, тогда как до создания государства не было ни одного. И пусть даже стремление к получению образования, особенно среднего и высшего, стимулируется возможностью влиться в ряды правящей элиты и получить свой кусок пирога, не слишком утруждая себя трудом, - в конечном счете важны процесс и итог. Чем больше в странах Африки станет образованных людей, тем быстрее они психологически преодолеют синдром коллективистской первобытной общинности. И, преодолев, сумеют переориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни, стать активными работниками, влиться в сферу производства и предпринимательства.

пример

Проблема, о которой идет речь, для Африки сегодня крайне актуальна. Если учесть темпы прироста населения, окажется, что всего этого крайне недостаточно. Согласно расчетам, сделанным на рубеже XX-XXI вв., на континенте проживает 14% населения мира (цифра с каждым годом увеличивается, ныне она равна примерно 17%), а промышленной продукции здесь производится менее 1%, сельскохозяйственной - 6% (без ЮАР).

Таким образом, привлечение и приучение населения к регулярному производительному труду является делом жизненной необходимости. Именно для этого нужны резкая ломка привычных стереотипов, повышение уровня образованности и культурности населения. В этом смысле объективно создаются неплохие возможности, если учесть быстрый рост городского населения и вообще влияние стандартов полиэтнического города в отличие от родной кланово-трибалистской деревни-общины. Важно уметь и хотеть такими возможностями воспользоваться.

Определенную роль в качестве стимула играет и хорошо известный социологам и культуроведам так называемый демонстрационный эффект. Ведь все страны Африки (быть может, за исключением немногих из числа долгое время ориентировавшихся на марксистскую модель или участвовавших в постоянных войнах), являя собой обширный рынок, буквально забиты товарами, включая современную электронную технику, в том числе компьютеры и мобильные телефоны, не говоря уже о красивой одежде, обуви и многом-многом другом. Нельзя сказать, чтобы эти товары по ценам были всем доступны, но не следует и считать, что они вовсе недоступны простому человеку. Рынок есть рынок, так что тот, кто хочет, чтобы товары не залеживались, соизмеряет цены на них с финансовыми возможностями массового покупателя. Практически это означает, что почти любая городская семья, а также многие деревенские могут позволить себе покупать и пользоваться некоторыми из этих товаров. А это, собственно, и есть демонстрационный эффект. Каждый хочет иметь то, что уже есть у других. Но для этого нужно работать и зарабатывать. Отсюда - дополнительный стимул к производительному труду и предпринимательской инициативе. Кроме того, овладение современными товарами, особенно электронной и иной сложной техникой, косвенно содействует как повышению культурного уровня владельцев, так и развитию их грамотности и образованности, хотя бы за счет радиовещания и телевидения, как в недавнем прошлом за счет кино.