Лекция III. Социальные технологии в различных сферах деятельности

Здравоохранение является частью социальной сферы общества и его социальным институтом. Всемирная организация здравоохранения определила четыре категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:

1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;

2) социальные и экономические показатели;

3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью;

4) показатели состояния здоровья населения.

Специалисты выделяют следующие основные направления исследования здравоохранения:

– изучение здравоохранения как части социальной сферы общества,

– изучение здравоохранения как социального института;

– исследование здоровья и отношения к здоровью как социально-культурных феноменов[1].

Деятельность здравоохранения как части социальной сферы общества связана с воспроизводством реальной повседневной жизни людей, развитием и самоосуществлением социальных субъектов. Поэтому существуют следующие основные параметры измерения эффективности системы здравоохранения:

1) условия сохранения здоровья и медицинского обслуживания;

2) доступность благоприятных для здоровья форм жизнедеятельности и медицинской помощи;

3) гражданские права и гарантии на получение медицинской помощи и проживание в безопасной для здоровья среде обитания;

4) возможность выбора медицинских услуг и благоприятных для здоровья способов поведения и форм жизнедеятельности;

5) возможность развития ресурса здоровья как составляющей жизненного ресурса: в сфере образования, физической культуры, права, медицинского обслуживания и т.д. в соответствии с социальным статусом и состоянием здоровья;

6) способы регулирования, социального контроля здравоохранения и медицинского обслуживания со стороны гражданского общества, государства и личности;

7) степень ответственности социальных субъектов за сохранение здоровья;

8) социальное неравенство (условий и возможностей) в вопросах охраны здоровья и медицинского обслуживания;

9) социальные интересы, потребности, ожидания, мотивы и стимулы социальных субъектов (индивидов и групп) в сфере здравоохранения.

Существуют следующие основные параметры измерения эффективности системы здравоохранения как социального института:

1) ценности медицины (цели, принципы, кодексы), степень их согласованности с ценностями общества;

2) структура и функции медицины;

3) формы внутриинституциональной организации медицины: в зависимости от форм собственности и источников финансирования (частная, государственная, страховая, ведомственная, коммунальная, благотворительная); в зависимости от уровня медицинского обслуживания (первичного, вторичного, третичного – амбулатории, поликлиники, больницы и т.д.); другие формы, например, такие как экстренная медицинская помощь, и другие линии анализа: научная – народная медицина, традиционная – альтернативная, добровольная – принудительная, институт самолечения;

4) символы медицины;

5) статусы и роли (врачи, пациенты, государство и др.) и регуляция отношений между ними – правовая, этическая и т.д.;

6) система профессиональной стратификации: определение статуса медицинских специальностей и профессий в системе профессиональной стратификации общества; исследование организации внутрипрофессионального неравенства;

7) система профессионального образования и профессионального отбора.

Существуют следующие параметры измерения здоровья и отношения к здоровью как социально-культурным феноменам:

1) изучение социальных факторов здоровья;

2) изучение социальных факторов болезней;

3) исследование отношения к здоровью на всех уровнях общественной системы – государства, личности, социальных групп, общества в целом: ценности, нормы, ценностные ориентации, установки и реальное поведение;

4) субъективная оценка здоровья (в терминах самооценки, удовлетворенности) и факторов его детерминации.

Кроме того, специалисты отмечают рост роли медицинских знаний, мышления и практик в повседневной жизни людей, увеличение зависимости общества и отдельных индивидов от медицины, политического влияния врачей и медицины, особенно в вопросах, выходящих за рамки их компетенции. Не может не привлечь внимание общества возникновение новых этических проблем, в частности, связанных с применением репродуктивных технологий, клонирования, трансплантации органов и эвтаназии.

Медицинская модель является основной формой научного объяснения в здравоохранении или основной парадигмой медицины со времени возникновения инфекционной теории болезни в XIX в. Основные положения этой модели следующие:

1) пациент считается пассивным объектом медицинского вмешательства;

2) медицина лечит в основном тело и не учитывает особенности личности, в отличие от социальной модели.

Медицинская модель критикуется за то, что является по сути технократической, легитимирует власть врача над пациентом, является эффективной лишь при лечении ограниченного круга болезней, в том числе инфекционных, и не способствует решению проблем современного общества, которое нуждается в такой системе здравоохранения, которая могла бы противостоять распространению хронических заболеваний.

Специалисты социальной сферы критикуют также медицинский подход к разработке и проведению профилактических мероприятий, который акцентирует внимание на поведенческих факторах здоровья и болезни. Специалисты социальной сферы исходят в своих построениях из социокультурного подхода, согласно которому негативные образцы поведения, например курение, привыкание к болезням, плохое питание, воспроизводятся в обществе.

Критики медицинской модели упрекают здравоохранение в том, что оно способствует закреплению медицинских ярлыков за состояниями и типами поведения, которые считаются социально или нравственно нежелательными (такими, как наркомания, алкоголизм, гомосексуализм и т.д.). Кроме того, по их мнению, здравоохранение способствует усилению первичного социального отклонения и социальной изоляции индивидов.