Социальное развитие и возможности личности

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных социальных факторов. Наиболее влияющим на формирование внутреннего стержня личности является социальное окружение, социум как главный механизм социального развития личности.

Социальное развитие представляет собой социально-педагогический процесс приобщения личности, социальных групп к взаимодействию с социумом с целью формирования социальной активности как значимого качества личности. Следует отметить, что воздействие одних и тех же факторов для каждой личности является разным в силу внутренних возможностей, ресурсов, заключенных в каждом отдельном человеке и создающих потенциал каждой личности. У одного один и тот же фактор создает стимул для жизни, у другого – вызывает негативную реакцию. Например, для одних международный конфликт формирует активность к поиску путей его разрешения, для других – усиливает агрессивные тенденции отмщения за нанесенный ущерб. Все в конечном итоге определяется уровнем и ОГЛАВЛЕНИЕм возможностей, ресурсов личности или целого народа, составляющих потенциал социума.

На личность, находящуюся в социуме, на ее социальное развитие воздействуют факторы различной этимологии, усиливающие процесс социального развития или, напротив, сдерживающие его. Среди стимулирующих факторов социального развития важно выделить:

а) внешние: интеграцию социальных институтов с учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении; взаимодействие социальных институтов в интересах развития личности;

б) внутренние: личное участие индивида в социальной деятельности, взаимодействиях, проектах; самостоятельная работа в социальной среде, участие в социально значимой деятельности; встречи с людьми, достигшими социального признания, и т.д.

К сдерживающим факторам социального развития можно отнести:

а) внешние: неэффективность взаимодействия личности и социума; отсутствие методик, технологий использования потенциала социума в интересах личности;

б) внутренние: завышенная самооценка личности в отношении собственного социального развития; недооценка потенциала социума в социальном развитии личности; неразвитость социальных потребностей личности и др.

Действенность вышеназванных факторов на социальное развитие личности определяется не только их направленностью, но и ОГЛАВЛЕНИЕм и состоянием педагогического потенциала социума.

Частью педагогического потенциала социума является потенциал отдельного индивида, носителем которого является личность.

Педагогический потенциал личности как частички социума представляет собой совокупность ее природных задатков, их направленность, степень их развития и текущей реализации в социально значимой деятельности в виде знаний, навыков и умений, личностных качеств.

Структурно педагогический потенциал выглядит как многоуровневая система: первый уровень – это биологическая составляющая (задатки и способности личности) и второй – его социальная составляющая (социальные потребности, социальные ценности).

В качестве важнейших ресурсов социального развития личности могут быть возможности самой личности: физиологические (состояние здоровья, физическая сила, трудоспособность, выносливость, интеллектуальные способности и т.д.); психологические (мышление, память, воображение, воля, мотивация, способности, психологическая совместимость и т.д.); педагогические (уровень образованности, воспитанности, педагогический такт, педагогическое мышление и т.д.); духовно-нравственные (человеческие ценности, гуманистические принципы, взгляды и т.д.); организационные (лидерство, организаторское чутье, посредничество и т.д.) и др.

Исходя из содержания педагогического потенциала социума представляется важным обозначить основные организационные формы использования его возможностей и ресурсов в социальном развитии личности. Это прежде всего:

1) формирование, развитие у детей и молодежи социальных потребностей;

2) развитие, совершенствование социальных способностей личности;

3) включение детей и взрослых в социальную деятельность, в социально значимые дела, проекты, мероприятия;

4) включение детей и взрослых в социальные отношения, межличностное, межнациональное и межконфессиональное общение;

5) установление реального взаимодействия с различными социальными институтами, специалистами, учеными, практиками.

Как и любой процесс, социальное развитие личности имеет свои цели, результат и показатели его оценки.

Цель социального развития заключается в формировании социально значимых качественных характеристик у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, включающих их социальные потребности, социальные способности и социальные ценности, готовые проявиться в самых трудных условиях социализации на основе реализации педагогических возможностей социума.

Результат социального развития можно рассматривать как сформированность социальной активности личности, способной самостоятельно решить свои жизненные проблемы в текущий момент и на перспективу. В связи с тем, что процесс взаимодействия социума и личности происходит в широком диапазоне активности индивида, результат социального развития наблюдается в качественном изменении всей личности, т.е. практически во всех (или значимых) сферах ее жизнедеятельности.

В качестве показателей оценки эффективности процесса социального развития личности могут быть следующие: появление социально значимых качеств личности; наличие социальных знаний, навыков и умений; сформированность позитивных мировоззренческих позиций; удовлетворенность личности своим социальным статусом; успешность, результативность социальных взаимодействий личности и социума; полнота представляемых личностью информации о ресурсах, возможностях социума, значимых для ее социализации; готовность личности к самостоятельному решению проблем ресурсов, возможностей социума; способность оказать помощь другим в вопросах социального развития.

В итоге социального развития личности достигается определенный социальный или экономический эффект.

Социальный эффект заключается в развитии социально значимых качеств детей и взрослых; в повышении уровня социальной активности детей и взрослых; в оптимизации социального взаимодействия в районе, городе, регионе и обществе.

Экономический эффект заключается в регулировании процесса реализации ресурсов, возможностей социума, а следовательно, в упорядочивании экономических расходов; в оптимизации расходования и износа основных фондов (потенциала) социума, эффективности их применения; в привнесении инновационности в любую профессиональную деятельность.

Таким образом, социальное развитие личности, реализация ее способностей, потребностей и помощь в случае возникновения проблем ее социализации возможны при активном использовании возможностей социума и, прежде всего, его педагогического потенциала, значимого для реализации целей, стоящих перед ним.