Социальное обслуживание семьи

Современная экономическая ситуация диктует необходимость концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов повышения качества социального обслуживания, более рационального использования финансовых и материальных ресурсов[1].

Целью системы социального обслуживания семей должна быть ориентированность на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе материального и духовного благополучия каждой семьи и выполнение задач, которые состоят из:

1) достижения ощутимого улучшения материального положения и условий жизни каждого человека и в целом всех семей:

2) обеспечения эффективной занятости населения, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3) гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

4) переориентации социальной политики на семью, обеспечения прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;

5) нормализации и улучшения демографической ситуации, снижения смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте;

6) существенного улучшения социальной инфраструктуры;

7) обеспечения необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышения качества жизни семей;

8) создания благоприятных условий для полного участия женщин в политической, экономической, социальной жизни;

9) обеспечения прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие;

10) обеспечения условий для преодоления негативных тенденции и стабилизации материального положения российских семей, сокращения масштабов бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;

11) создания работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

12) кардинального улучшения охраны здоровья семьи, усиления помощи семье в воспитании детей;

13) укрепления правовой защиты детства, поддержки семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, обеспечения безопасного материнства и охраны здоровья детей, улучшения питания, воспитания, образования и развития детей, поддержки детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах;

14) создания благоприятных условий для полноценного вхождения в общественную жизнь и активного участия в ней молодежи;

15) усиления профилактики социального неблагополучия.

Особое место отводится поддержке семьи, в которую входит:

а) совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;

б) государственное стимулирование малого бизнеса, в том числе предпринимательства, различных форм самозанятости;

в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи: сети специализированных учреждений социального обслуживания молодежи, расширения перечня оказываемых им социальных услуг, в том числе консультативных по профилактике социального неблагополучия, выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного пути.

Говоря о семье, нельзя не коснуться положения женщин. Здесь предстоит большая работа:

1) создание условий для безопасного материнства, охраны репродуктивного здоровья женщин, планирования семьи;

2) вывод женщин с тяжелых работ и работ с вредными условиями труда;

3) обеспечение конкурентоспособности и стабилизации занятости женской рабочей силы на рынке труда, усиление государственного контроля над соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин;

4) совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки женщин, имеющих пониженную конкурентоспособность на рынке труда;

5) совершенствование условий совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим женщинам, имеющим детей;

6) формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в отношении женщин, социальной реабилитации пострадавших от насилия;

7) реализация мер по обеспечению более широкого представительства женщин в органах государственной власти.

Как всегда, одним из приоритетных направлений, исходя из вышесказанного, является улучшение положения детей:

а) безусловная реализация и укрепление государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей, в первую очередь на бесплатную и своевременную медицинскую помощь, охрану здоровья ребенка и социальное обеспечение;

б) совершенствование пособий на детей, повышение предоставления их в зависимости от уровня доходов семьи с одновременным приближением размера пособия к прожиточному минимуму;

в) расширение возможностей и обеспечение доступности отдыха и оздоровления детей, включая восстановление санаторно-курортного лечения подростков;

г) сокращение масштабов социального сиротства, расширение государственной поддержки новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские и приемные семьи, воспитательные семьи и др.);

д) создание эффективной системы профилактики беспризорности и безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей, детей с ограниченными возможностями;

е) совершенствование правовой защиты детства.

И наконец, меры по поддержке молодежи:

а) разработка и поэтапное внедрение различных форм долгосрочного кредитования молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, решения первоочередных социальных проблем;

б) разработка и реализация долгосрочной программы социально-экономической поддержки молодых малообеспеченных семей;

в) совершенствование системы профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки молодежи, содействие трудоустройству и занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства и самозанятости;

г) поддержка художественного и научно-технического творчества и самостоятельности молодежи, развитие массовых видов спорта и туризма, совершенствование системы социального обслуживания, отдыха и оздоровления;

д) развитие и поддержка различных форм духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Механизмы реализации целей и задач социального обслуживания в интересах семьи, детей, женщин и молодежи включают в себя:

1) увеличение целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семей, женщин, детей и молодежи, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий;

2) повышение эффективности выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлениях;

3) создание благоприятных условий, предполагающих более полное использование возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;

4) закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семьям, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти;

5) повышение роли и активности СМИ в пропаганде материалов о роли семьи в формировании личности;

6) развитие бытовой инфраструктуры, обеспечение соответствия тем глубоким сдвигам, которые происходят в современной семье;

7) расширение выбора возможности для семьи в воспитании детей и ухода за нетрудоспособными членами семьи:

а) расширение прав отца и других членов семьи на льготы, предоставляемые по уходу за детьми;

б) законодательное закрепление как для женщин, так и для мужчин выбора режима работы при необходимости ухода за нетрудоспособными членами семьи;

в) усиление помощи родителям в реализации выбора желаемой формы ухода за ребенком и его воспитанием одновременно с повышением размера пособия на детей дошкольного возраста.

Для достижения этого потребуется:

1) восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников;

2) обеспечить более справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, введения эффективного контроля над реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам;

3) стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание;

4) обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой – не препятствовать высвобождению излишней численности персонала в связи со структурной перестройкой экономики;

5) усилить адресность семейной социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

6) создать полноценные условия жизнедеятельности семей, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

7) повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случаях безработицы, старости, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

8) обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

Исходя из прогнозируемых показателей, Правительство РФ наметило конкретные меры и определило цели, которые могут быть реализованы поэтапно.

Вначале в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики планируется осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

Затем на основе стабильного экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, доступного для всех и открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям, всем семьям в максимальной степени реализовать свой потенциал, ресурсы и возможности. Тогда начнется экономический рост и появятся финансовые возможности для увеличения расходов па социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости населения.

В этот период предполагается:

1) повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый социальный стандарт оплаты труда – часовую тарифную ставку;

2) внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;

3) пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в целях более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;

4) начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;

5) сформировать систему государственных минимальных социальных стандартов;

6) законодательно закрепить порядок определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнить методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;

7) предотвратить массовое высвобождение персонала с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.

За прошедшее десятилетие, когда наиболее эффективно формировалась сеть учреждений социального обслуживания семьи, в Российской Федерации удалось создать обширную систему социальных услуг.

По данным Минтруда России, в регионах РФ работает с семьей более 3 тыс. учреждений социального обслуживания.

Только в учреждениях социального обслуживания семьи и детей ежегодно получают помощь свыше 3 млн семей. На социальном патронате находится свыше 0,5 млн семей.

В числе учреждений социального обслуживания семей и детей:

а) 550 социальных приютов для детей и подростков;

б) 582 центров социальной помощи семьям и детям;

в) 689 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

г) 322 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями и др.

С каждым днем открывается все больше кризисных центров для женщин, телефонов доверия, социально-реабилитационных центров для детей и инвалидов.

Сложившаяся система социального обслуживания семьи и детей способствует ее поддержке в сложных экономических условиях, содействует укреплению семьи, ее устойчивого развития.