Социально-педагогические механизмы социализации

А. В. Мудрик к числу социально-педагогических механизмов социализации относит:

импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов;

подражание – следование какому-либо примеру, образцу;

экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

идентификацию (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом;

рефлексию – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Кроме того, выделяют следующие механизмы социализации (А. В. Мудрик):

а) традиционный (стихийная социализация), т.е. усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов;

б) институциональный, функционирующий в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач;

в) стилизованный, действующий в рамках определенной субкультуры – комплекса морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста либо определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы;

г) межличностный, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.п.

Принципы социализации

Рассматривая социализацию с позиции относительной управляемости, можно выделить ряд принципиальных положений, которыми необходимо руководствоваться в целях педагогического влияния на повышение эффективности процесса социализации:

принцип гуманистической направленности отражает признание человека, его жизни, физического, психического, нравственного здоровья и духовного богатства как высших человеческих ценностей. Педагогическое воздействие на процесс социализации призвано помочь индивиду не только познать, но и овладеть этими ценностями;

принцип природосообразности исходит из научного понимания единства мира, взаимосвязи природы, общества и человека, естественных и социальных процессов;

принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Чем выше уровень благополучия (нравственного, материального, духовного, профессионального) человека, тем успешнее идет общественное развитие. Вот почему в общей совокупности отношений (человек, общество, государство и др.) в качестве приоритета принимаются потребности человека, его право на свободу выбора, развитие, реализацию личностного потенциала. Однако в каждый исторический период развития общества этот выбор ограничен запросами и возможностями социума, его развивающим потенциалом;

принцип толерантности предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями; терпимое отношение к проявлениям непохожести других людей во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях и т.д.;

принцип субъектности предполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, а также в разрешении собственных проблем (социальных, педагогических, психологических и др.). Принцип субъектности исходит из субъект-субъектных отношений, когда клиент рассматривается как равноправный партнер в поиске решений и средств реализации;

принцип индивидуального подхода означает признание уникальности личности индивида, его физических и интеллектуальных возможностей. Из этого следует, что у разных индивидов социализация протекает по-разному как в содержательном, так и во временном аспектах, а потому конечные результаты могут существенно отличаться друг от друга;

принцип осознанности означает признание человека как существа мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний (действия или бездействия), наделенного способностью к осознанному выбору, корректировке своего поведения и влиянию на отношения в окружающей его действительности;

принцип сочетания дифференциации и интеграции предполагает, с одной стороны, обособление индивида на основе учета его индивидуальных (психофизических, возрастных, половых, профессиональных и др.) особенностей, включение его в группу социально значимой направленности, а с другой – последующую интеграцию в жизнь общества в целом;

принцип педагогического сопровождения процесса социализации означает, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе задействован педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние (реабилитация, коррекция и др.).