Социальная адаптация семьи

Социальная адаптация семьи – наиболее оптимальная приспособленность семьи к условиям конкретной социальной среды. Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику – статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть по крайней мере четыре статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе. Структура социальной адаптации семьи представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура социальной адаптации семьи

Компоненты социальной адаптации семьи

1. Материальное положение семьи (социально-экономический статус семьи) – денежная и имущественная обеспеченность, выраженная количественными и качественными критериями: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, социально-демографические характеристики ее членов. По социально-экономическому статусу семьи подразделяются на:

1) семьи с низким социально-экономическим статусом (бедные) – если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье;

2) семьи среднего социально-экономического статуса (малообеспеченные): материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т.е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей;

3) семьи высокого социально-экономического статуса (материально обеспеченные) – высокий уровень доходов и качества жилищно-бытовых условий, позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг.

2. Социально-психологический климат семьи – второй компонент социальной адаптации семьи, более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, работе, окружающим событиям. Чтобы знать и уметь оценивать состояние социально-психологического климата семьи или, иными словами, ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.

В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Виды социально-психологического статуса семьи:

1) благоприятный (высокий социально-психологический статус семьи) – когда отношения строятся на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризуются взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае оценивается как высокий;

2) удовлетворительный (средний социально-психологический статус семьи) – промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера;

3) неблагоприятный (низкий социально-психологический статус) – в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, т.е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.

3. Социокультурная адаптация – третий компонент структуры социальной адаптации семьи. Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень – показатели, взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры. Социокультурный статус семьи подразделяется на высокий, средний и низкий:

1) высокий социокультурный статус семьи – семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций (сохраняются семейные праздники, поддерживается устное народное творчество); обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни;

2) средний социокультурный статус семьи – семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения;

3) низкий социокультурный статус семьи – если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведет неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни.

Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

4. Ситуационно-ролевая адаптация с вязана с отношением к ребенку в семье, подразделяется на высокий, средний и низкий ситуационно-ролевой статус семьи:

1) ситуационно-ролевой статус высокий – в случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка;

2) средний – если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах;

3) низкий ситуационно-ролевой статус сочетается с низкой культурой и активностью семьи, когда игнорируются проблемы ребенка и тем более негативно относятся к нему.

На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, индивидуальных особенностей ее членов можно сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе, а также определить социальную сферу возникновения того или иного нарушения психологического комфорта в семье.