Воображение как форма наглядно-образного мышления

Особой, достаточно автономной формой наглядно-образного мышления является воображение – создание новых образов на основе представлений. Основными приемами воображения являются:

агглютинация – "склеивание" представлений (например, образ мифологического существа единорога);

акцептирование – подчеркивание (увеличение или уменьшение) фрагментов образа (например, Нос в одноименной повести Н. В. Гоголя);

типизация – формирование типовых "конструкций" на основе общих для ряда представлений признаков;

схематизация – описание чего-либо в общих, главных чертах.

Абстрактно-логическое мышление

Наконец, в-третьих, задача может быть представлена в форме символов (237 × 63 = ?), и тогда мы имеем дело с абстрактно-логическим мышлением, осуществляемым при помощи логических операций с понятиями. Результатом абстрактно-логического мышления становится выведение нового знания. Обратим внимание на то, что словесно -логическое мышление является частным случаем абстрактно- логического.

Теоретическое и практическое мышление

Б. М. Тепловым в работе "Ум полководца" было проведено разделение мышления на теоретическое и практическое. В данном случае речь идет о различных жизненных контекстах, в которых разворачивается мышление. Так, носитель теоретического мышления – это ученый в лаборатории, практического мышления – военачальник на поле битвы. Теоретическое мышление характеризуется тем, что в процессе мышления анализ и синтез последовательно чередуются, нет жесткого ограничения по фактору времени, проблемную ситуацию можно многократно обращать, а ответственность за результат решения отсрочена. Результатом теоретического мышления являются новые знания. В противоположность теоретическому, практическое мышление требует параллельного схватывания целого и внимания к деталям; решение должно быть найдено в режиме реальной динамики условий задачи; решение необратимо, а цена ошибки крайне высока. Результатом практического мышления является создание нового способа действия в реальной жизненной ситуации. Взаимосвязь продуктов теоретического и практического мышления неоднозначна. С одной стороны, практик всегда прибегает в своей деятельности к наработкам теоретиков, в противном случае ему пришлось бы в ситуации цейтнота "изобретать велосипед". С другой стороны, нередко мыслители-теоретики не вполне учитывают многообразие жизненных обстоятельств и действуют в соответствии с известной пословицей "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". "Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания; на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе – отступлении от практики. Работа практического ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом “верном попадании”, прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход", – пишет Б. М. Теплов.

Говоря об абстрактно-логическом мышлении, чаще всего имеют в виду мышление, которое разворачивается в согласии с законами формальной логики (см. параграф 9.2).Однако, как мы уже говорили выше (см. параграф 9.3), в мышлении современного человека можно обнаружить существование "иных" логик. Если обратиться к истории развития мышления человека, то описание форм мышления, характеризующихся отличными от присущих нам правилами преобразования материала, следует дополнить.