Смешанные суды

Несмотря на наличие постоянно действующего судебного органа, в начале XXI в. международное сообщество столкнулось с таким феноменом, как смешанные суды. Это было связано с тем, что, во-первых, Международный уголовный суд обладает юрисдикцией лишь в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу Римского статута МУС. А в том случае, если какое-либо государство в последующем ратифицирует Римский статут или присоединится к нему, Суд имеет право осуществлять свою юрисдикцию лишь в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу Статута для этого государства. И, во-вторых, в некоторых смешанных судах осуществлялось уголовное преследование лиц за преступления, не подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Специальный суд по Сьерра-Леоне

Одним из первых подобного рода экспериментов явился учрежденный посредством подписания Соглашения между ООН и правительством Сьерра-Леоне 16 января 2002 г. Специальный суд по Сьерра-Леоне, призванный осуществлять судебное преследование лиц, виновных в серьезных преступлениях в отношении населения данного западноафриканского государства и персонала ООН. В качестве дополнения к Соглашению выступил Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, состоящий из 25 статей. Некоторые авторы предпочитают называть данный суд ad hoc трибуналом ООН[1]. Несомненно, данная точка зрения заслуживает внимания, однако этот Суд является в первую очередь смешанным судом.

Смешанный характер данного Суда проявляется по ряду направлений. В первую очередь к его компетенции отнесено преследование в судебном порядке лиц, несущих наибольшую ответственность за серьезные нарушения как международного гуманитарного права, так и законодательства Сьерра-Леоне, совершенные на территории государства с 30 ноября 1996 г. Второе обстоятельство связано с порядком назначения и составом должностных лиц этого Суда. К примеру, в состав Судебной и Апелляционной камер входят судьи, утверждаемые в должности правительством Сьерра-Леоне, и судьи, назначаемые Генеральным секретарем ООН. Причем количество последних преобладает. Также по инициативе Генерального секретаря ООН назначаются Обвинитель и Секретарь Суда.

Специальный трибунал по Ливану

Посредством заключения Соглашения между ООН и Ливанской Республикой, вступившего в силу 10 июня 2007 г. на основании резолюции 1757 Совета Безопасности ООН от 30 мая 2007 г., был создан Специальный трибунал по Ливану[2], в составе которого действуют как международные, так и ливанские должностные лица. Устав Специального трибунала по Ливану прилагается к вышеупомянутому Соглашению и является его неотъемлемой частью. Данный судебный орган может быть лишь условно отнесен к смешанным судам, так как в своей деятельности он руководствуется исключительно уголовным правом Ливана.

Кроме того, мандат Специального трибунала по Ливану ограничивается судебным преследованием лиц, ответственных за террористическое нападение 14 февраля 2005 г., в результате которого погиб бывший премьер-министр страны Рафик Харири, а также погибли или были ранены другие лица. Юрисдикция этого судебного органа может быть распространена и на иные события, если Трибунал определит, что другие нападения, которые имели место в Ливане в период с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г., взаимосвязаны по своему характеру и степени тяжести с нападением 14 февраля 2005 г.

По сути, Специальный трибунал по Ливану призван осуществлять уголовное преследование и наказание лиц, которые виновны в актах терроризма. В связи с этим возможно предположить, что отнесение к юрисдикции Международного уголовного суда преступлений терроризма позволило бы избежать создания этого Трибунала и подобных ему судов ad hoc в будущем и связанных с этим финансовых затрат. Деятельность Международного уголовного суда в этом направлении могла бы стать позитивным импульсом в процессе превенции подобных преступлений, высокая общественная опасность которых не вызывает ни у кого сомнений.