Словарь психологических терминов

Антиципация – способность организма действовать с определенным пространственно-временным опережением.

Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации (расслаблению), внушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизводительную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Внушение – психическое воздействие, влияние (главным образом словесное) одного человека на другого, которое обусловливает определенное внутреннее состояние последнего.

Воля – регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные действия, поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели.

Выдержка – способность преодолевать потребности и связанные с ними чувства, служащие мотивами, мешающими достижению поставленной цели.

Идеомоторная тренировка – представление разучиваемого движения или комплекса действий, не осуществляя их в действительности.

Инициативность и самостоятельность – это проявление воли, выражающееся в способности человека самостоятельно ставить цели, намечать пути их реализации, по собственному почину организовывать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию сложившихся ситуаций, других людей, их действий и поступков.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мотив – побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку.

Потребность – надобность, необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения и выступающая источником активности индивида.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое состояние – есть интегральная характеристика психики человека в конкретный промежуток времени, отражающая качественное своеобразие его переживаний, уровень функционирования его познавательных процессов, меру волевой активности и направленной активизации, точность и стабильность саморегуляции.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психофизиологическая тренировка – специальная система занятий, в основу которой положена определенная физическая нагрузка – несложные спортивные упражнения в сочетании с приемами психологической регуляции.

Решительность – способность человека принимать решение и сразу без колебаний добиваться его реализации.

Смелость – способность человека преодолевать чувство страха, которое возникает, когда имеется опасность для жизни, здоровья, престижа.

Стресс – неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него.

Тактика – это умение применять технику (приемы, комбинации, знания) в зависимости от складывающихся ситуаций в процессе соревнований.

Техника – в широком смысле это то, чем человек действует на что-то (сырье) с тем, чтобы получить результат (продукт) с наименьшей затратой сил и энергии в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Психорегуляция – это произвольное воздействие на психическое состояние и психомоторику спортсмена с целью оптимизации самим индивидом (саморегуляция) или тренером, врачом, психологом (гетерорегуляция).

Гетерорегуляция психическая – процесс направленного внешнего воздействия на психическое состояние и психомоторику спортсмена с целью их оптимизации (психорегулирующие беседы, внушение в бодрствующем или гипнотическом состоянии, групповые воздействия, функциональная музыка и др.).

Передовая спортивная практика знает немало примеров, свидетельствующих о том, что достижения устойчивости к соревновательному стрессу – результат комплекса мероприятий педагогического, медико-биологического и психологического воздействия. Среди последних эффективны различные приемы и методы психорегуляции (достаточно полно описанные в спортивной литературе), с помощью которых оптимизируется психическое состояние студентов-спортсменов.