Воображение, его функции и виды

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, мир, но и изменяет его: преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но он не смог бы совершать все это, ясно не представляя себе результат своих действий. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь делать это мысленно, в представлении.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала, накопленного восприятием, и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Это создание того, что не существует в реальности. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие труда человека от инстинктивного поведения животных.

Воображение тесно связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опирается на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что в ней хранится. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации - при неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. В проблемной ситуации включаются и мышление, и воображение, они мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как в процессах мышления - путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Воображение оперирует образами, и с этой точки зрения важно различать две функции образа:

1) образ как отображение объективной реальности; образ-изображение осуществляет ментальную репрезентацию предметов, объектов и явлений окружающего мира. Мы можем представить себе виды и картины природы, несуществующих городов, мысленно трансформировать и преображать соответствующие объекты. В данном случае воображение тесно и неразрывно связано с восприятием, и такой вид использования образов называют перцептивным воображением;

2) образ как символическое выражение какого-либо существенного содержания; образ-символ в сравнении со своим ОГЛАВЛЕНИЕм конкретен и вещественен. Оперирование символами - это способ понять сложную реальность человеческой жизни и человеческих отношений. В этом случае воображение - творческого мышления образами. Преобразование наличных образов и создание новых не составляет конечной цели этого процесса, продукт творческого воображения ценен для субъекта как средство понимания проблемной ситуации, раскрытия и выражения принципа решения.

Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Среди множества выполняемых воображением функций наиболее значимыми являются:

- целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;

- познавательная функция. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

- приспособительная функция. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить внешнему потоку информации, обрушивающемуся на него, средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого. Так, например, создание сказок и мифов у древних народов помогало понять и объяснять сложные и непонятные физические и социальные явления, так как в то время достоверных научных знаний для переработки данной информации было недостаточно;

- психотерапевтическая функция. Почему дети рассказывают "страшилки"? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у них на определенном этапе развития. Образы прошлого дополняются и преобразовываются с помощью воображения.

По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным). При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, пребывает в грезах и т.д.

Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, то, ради чего человек должен продуцировать новые образы. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте и получает наибольшее развитие в детских играх.

По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы - новые для данного индивида, но объективно уже существующие, воплощенные в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима их совместная жизнь, помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Данный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.

Особой формой воображения является мечта, всегда направленная на будущее. Мечта позволяет человеку планировать будущее и организовывать свое поведение для осуществления намеченного. Образы, которые человек создает в мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, когда они связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в грезы, нереальную мечту.

Необходимым элементом научного и художественного творчества является фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от образов реальных. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. В психологии термины "воображение" и "фантазия" часто отождествляют.

Вопросы о стимуляции процесса порождения новых и оригинальных идей, об управлении креативностью и продуктивным воображением крайне актуальны для современной науки. Это связано с практическими запросами общественного производства.

Как же рождаются новые, оригинальные образы и идеи? Как сделать этот процесс более предсказуемым? С помощью каких приемов и методов он осуществляется? Эти методы были открыты благодаря исследованию происхождения образов сновидений в психоанализе З. Фрейда. Прежде всего это свободное ассоциирование, используемое во всех техниках стимуляции творческого процесса, а также механизмы воображения, используемые для создания новых и преобразования уже существующих образов. К таким механизмам можно отнести:

- механизм концентрации, или сгущения, в порождаемом образе всего содержания проблемы, ее основного конфликта или принципа его разрешения. Яркий пример такого образа - часы без стрелок или деформированные часы как символ близкой к завершению, но неправильно прожитой жизни. Механизм концентрации резко отличен от "обобщения" внешне подобных предметов с отсечением несовпадающих деталей и сравним с известным в художественной литературе приемом типизации. Другим вариантом сгущения является агглютинация- создание образов на основе "склеивания" деталей различных объектов, в повседневной жизни несоединимых.

На основе агглютинации были созданы многие мифические и сказочные персонажи (кентавр, Минотавр, Пегас, русалка и пр.). Этот прием используется не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия);

- механизм перемещения, или сдвига. В сновидениях символические изображения объектов оказываются существенно измененными, как бы "смещенными" относительно оригиналов. Например, важные по своим функциям детали объекта могут быть подчеркнуты, увеличены или уменьшены. Так появляются многорукие богини, одноглазые циклопы, трехглавые драконы;

- механизм воплощения абстрактного содержания в конкретном образе-символе. Этот механизм используется в приемах порождения метафор, подобных символической и личной аналогии. При этом метафорический смысл может получать не только наглядный облик понятия, но и его "звук", "запах", "вкус" и т.д. Показательно, что здесь на смену порождению разнонаправленных ассоциаций приходит техника "всматривания", "вживания" в исследуемый объект, ОГЛАВЛЕНИЕ которого как бы укрупняется и расширяется, обретая новые черты.

В воображении проявляется творческий потенциал личности. Для характеристики ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности мысленного преобразования предметов, действий, явлений. Некоторые люди скованы ситуацией и настолько подчинены реальности, что всякое мысленное преобразование окружающей действительности для них затруднено и даже невозможно. Для других людей всякая реальная ситуация, наоборот, выступает как исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности.