Скидки за внесезонную закупку

Скидки за внесезонную закупку используются при организации продаж товаров с явно выраженными сезонными различиями в спросе. К этой категории относятся одежда, обувь, товары для отдыха, спортивный инвентарь, игрушки (например, елочные или для игр на воде), некоторые товары длительного пользования (электрообогреватели, вентиляторы, кондиционеры, электрические газонокосилки и т.п.) и многое другое.

Цель использования скидок за внесезонную закупку состоит в том, чтобы побудить покупателей приобрести эти товары до начала очередного сезона, в самом его начале либо вообще вне сезона. Это обеспечивает изготовителям сезонных товаров ускорение оборачиваемости активов и позволяет снижать сезонные колебания загрузки своих производственных мощностей.

При хорошо налаженной системе сезонных скидок производители получают возможность организовать и завершить производство товаров для очередного сезона задолго до его начала и своевременно начать подготовку к изготовлению продукции для следующего сезона. Например, в 1995 г. мне довелось посетить в Италии фирму, производящую детский трикотаж и удерживающую около 20% внутреннего рынка этих товаров. Визит состоялся в самом начале февраля, однако склады и цеха фирмы были уже полностью освобождены от летней коллекции товаров — весь товар был отгружен в торговлю. А персонал фирмы готовился к началу выпуска продукции для осеннего сезона.

Величина сезонных скидок обычно бывает довольно небольшой, и определяется:

— со стороны покупателя — величиной затрат на хранение заблаговременно приобретенного товара до начала сезона его продаж (включая плату за привлеченные для этого кредиты);

— со стороны производителя — величиной затрат и потерь, которые ему пришлось бы понести в случае, если бы изготовленный товар хранился до начала сезона на его собственных складах, а производство было либо остановлено из-за омертвления оборотного капитала в запасах готовой продукции, либо поддерживалось за счет дополнительно привлеченных кредитов под пополнение оборотного капитала.

С одной стороны, величина таких скидок должна обеспечивать покупателю экономию большую, чем прирост его затрат на хранение товара до периода сезонного подъема спроса.

С другой — производитель может предоставить такие скидки на сумму, не большую, чем величина его потерь из-за замедления оборачиваемости капитала в результате хранения товара до начала сезона на собственных складах и неполучения выручки от продаж.

Скажем, если рентабельность продаж составляет у фирмы 30% годовых, то каждый месяц хранения готовых товаров на складе реально означает для нее потерю 2,5% дохода, который мог бы быть получен за счет оборота капитала. И если она сможет продать товар на месяц раньше, предоставив скидку в 2%, то от этого не только не проиграет, но даже выиграет (да и сама сможет приобрести ресурсы для новой коллекции сезонных товаров со скидкой за внесезонную закупку).

Логика скидок за внесезонную закупку требует их дифференциации во времени: чем ранее до начала сезона приобретается товар, тем больше должна быть величина скидки. Скажем, для фирмы, производящей елочные игрушки, шкала скидок для торговых фирм может иметь следующий вид (табл. 5.5).

Таблица 5.5

Пример системы скидок за внесезонную закупку елочных украшений

Дата поставки товара в магазин

Скидка, %

10-15 декабря

1,0

1 -9 декабря

3,0

16—30 ноября

4,0

1—15 ноября

6,0

Ранее 1 ноября

8,0

Скидки за внесезонную закупку могут применяться и для конечных покупателей, т.е. в розничном звене торговли. Но тогда они имеют несколько иную цель — выравнивание загрузки мощностей по сезонам. Уровень, до которого в этом случае может снижаться цена, определяется только реально предотвратимыми (прямыми) издержками производства товара или оказания услуги, т.е. должен определяться без учета амортизации и постоянных издержек, которые приходится нести даже в период внесезонного падения спроса.