Системы менеджмента в лесной промышленности

Система менеджмента в лесной промышленности, по существу, является отраслевой системой экологического менеджмента. Основным средством управления в этой системе является добровольная сертификация лесоуправления и лесопользования — лесная сертификация.

Лесная сертификация возникла в 1990-х гг. в связи с озабоченностью мирового сообщества ухудшением устойчивого лесопользования и сокращением биоразнообразия природной среды в лесных державах.

Международные экологически чувствительные рынки постоянно ужесточают требования к лесной продукции, причем не только к целлюлозе и бумаге, но и к строительным материалам: круглому лесу, пиломатериалам, древесным плитам, фанере и т.д. Они требуют от поставщиков специальные сертификаты, подтверждающие выработку этой продукции из древесного сырья, заготовленного с соблюдением международных требований к лесоуправлению и лесопользованию.

Система менеджмента в лесной промышленности базируется на стандартах Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council, FSC). Лесной попечительский совет (образован в 1993 г.) — международная некоммерческая организация в форме ассоциации, которая состоит из представителей экологических и социальных организаций, продавцов лесоматериалов, лесных корпораций, сертификационных организаций из многих стран мира, в том числе и из России.

Существуют два вида сертификации по системе FSC:

1) по качеству ведения лесного хозяйства;

2) по качеству отслеживания источников происхождения продукции (путь продукции от сырья, получаемого в лесу, к потребителю, включая все последовательные стадии переработки).

Для первого вида сертификации применяется обязательная сертификация древесины, отпускаемой на корню.

Для второго вида сертификации используется стандарт FSC цепочки поставок для предприятий, поставляющих и производящих сертифицированную FSC продукцию.

Для того чтобы продукт мог быть заявлен (при помощи этикетки или торговой документации) должна существовать непрерывная цепочка органов, сертифицирующих все этапы смены собственника продукта от сертификации леса до точки производства конечной продукции или розничных продаж.

В нашей стране действует российский национальный стандарт по схеме FSC (код FSC — STD-RUS-V6-1-2012).

По состоянию на 30 ноября 2012 г. [48] в России 31,2 млн га лесов сертифицировано, выдано сертификатов на лесоуправление — 124. Сертифицировано предприятий по цепи поставок — 262. В мире выдано 978 сертификатов на лесоуправление, на 131 млн га в 80 странах мира, и 19 021 — по цепи поставок в более чем 106 странах мира.

В настоящее время на российском рынке имеется FSC-сертифицированная продукция (в основном зарубежного производства), относящаяся к следующим позициям:

• офисная бумага;

• типографская бумага;

• газетная бумага;

• бумажная упаковка, пакеты;

• изделия санитарно-гигиенического назначения;

• напольные покрытия (паркет, ламинат);

• двери, окна, лестницы;

• дома деревянные;

• материалы для строительства и отделки (фанера, плиты, пиломатериал и т.п.);

• потребительские деревянные изделия;

• канцелярские товары.

Рынок с логотипом FSC оценивается в 30 млрд долл., или 7—9% от всего рынка лесобумажной продукции [49].

Активным участником цепочки поставок становится ряд предприятий розничной торговли.

Канадский Ноте Depot, один из крупнейших в мире дистрибьюторов продукции лесной промышленности, был среди первых в мире предприятий, которые стали проводить политику по реализации продукции, требуя сертификации от своих поставщиков и показывая тем самым, что продукция поступила из участков леса, находящихся под ответственным управлением.

Компания ИКЕА, имея собственные производственные мощности, использует в производстве древесину только из лесных хозяйств, имеющих сертификат об ответственном лесопользовании.