Система высших органов государственной власти

Государственная власть выражает суверенную волю народа. Власть есть способность государства принимать решения и добиваться проведения их в жизнь. Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат — система органов государства. Государство играет активную роль в жизни общества с помощью государственного аппарата.

Государственный аппарат как сложная система государственных органов отражает потребность общества, интересы человека, различных социальных групп населения, народа в целом. Система — это не только совокупность определенных элементов, но и упорядоченное взаимодействие между ними. Упорядоченность в системе проявляется в непротиворечивости, согласованности действий составляющих ее элементов. Согласованные действия всех входящих в систему государственных органов обеспечивают единство государственной власти, ее могущество, эффективность действий при решении многочисленных задач в сферах экономической, социальной, политической, культурной жизни общества, а также в отношениях с зарубежными государствами, в обеспечении и защите суверенных прав и интересов государства.

Государственный орган обладает рядом признаков. Прежде всего необходимо отметить, что государственный орган обладает государственно-властными полномочиями, выражающимися в том, что он в рамках своей компетенции принимает решения и обеспечивает их исполнение, формулирует предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц, организаций и учреждений, на которых распространяется его власть. Государственный орган отличается тем, что он организуется, учреждается в определенном государством порядке. Этот порядок закреплен в Конституции РФ, законах и подзаконных правовых нормативных актах. Государственный орган обладает определенной компетенцией, т.е. совокупностью полномочий и обязанностей, которые связаны с предметами его ведения. Государственный орган действует, применяя определенные юридическими актами формы и методы.

Государственный орган — это организованный коллектив профессиональных работников. Поэтому нормативной основой деятельности государственных служащих наряду с нормативными правовыми актами являются нормы профессиональной этики, которые регулируют отношения работников государственного органа друг с другом, а также с обращающимися в государственный орган гражданами.

По своей структуре государственные органы весьма разнообразны. Как правило, государственный орган состоит из коллектива лиц. Но в аппарате государственной власти есть государственные органы, состоящие из одного лица, например Президент РФ, Генеральный прокурор РФ.

Система государственных органов власти конкретного государства зависит от многих условий и причин исторического, национального, политического, культурного характера — от формы государства, фактического действия принципа разделения властей, политического режима и т.п.

При рассмотрении системы органов государственной власти РФ необходимо исходить из положений Конституции РФ, закрепившей построение федеративного государства, организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ.

Органами государственной власти РФ являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Арбитражный Суд РФ, другие суды Российской Федерации, а также федеральные министерства и ведомства. К органам государственной власти относятся и главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти. В отдельных субъектах РФ они называются президентом, главой государства, губернатором. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливаются этими субъектами самостоятельно. Субъекты РФ имеют законодательные органы и определенные органы судебной власти. В них действуют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.

В Российской Федерации согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется па основе принципа разделения властей. Принцип разделения властей проявляется двояко: с одной стороны, это разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (по горизонтали), с другой — разделение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами (по вертикали). Что касается горизонтального разделения властей, то здесь органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10) и в то же время взаимодействуют друг с другом, что не позволяет одной из ветвей власти узурпировать ее. Гарантией этого служит система сдержек и противовесов. В отношении вертикального разделения можно сказать, что это позволяет, с одной стороны, сохранить целостность государства, с другой, — обеспечить нрава субъектов РФ (ст. 71, 72, 73 Конституции РФ).

Законодательную власть в Российской Федерации представляет Федеральное Собрание РФ, т.е. парламент пашей страны. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, а судебную — Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Возглавляет государство Президент РФ.