Система права

Система права — подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, семейное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (объема и сложности регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений, диспозитивный метод и проч.).

Отрасли права — большие совокупности правовых норм, которые регулируют своим особым методом одинаковые по характеру, выделившиеся в особую большую группу общественные отношения.

Институт права — также совокупность норм, но уже в рамках отрасли права.

Юристы выделяют и подотрасли права. Например, в рамках гражданского права существуют авторское право, наследственное право, в рамках земельного права выделяют водное и т.д.

Ведущее место в системе национального права отводится конституционному праву. Это объясняется тем, что конституционное право регулирует наиболее важные отношения, связанные с государственным устройством, закреплением и охраной прав человека и гражданина. Далее эта отрасль права и некоторые другие будут охарактеризованы подробно. Традиционно большую роль в жизни общества играет трудовое право. Оно регулирует отношения рабочих и служащих в процессе их трудовой деятельности (заключение и расторжение трудовых договоров, условия работы, трудовые споры и т.д.). Сегодня на роль значимой отрасли претендует экологическое право. Всегда важно для защиты своих прав и свобод знать основные положения процессуальных отраслей — уголовно-процессуального, гражданского процессуального и др. В процессуальных нормах содержатся положения, устанавливающие порядок совершения определенных действий, сроки их совершения и иные условия.

С давних времен существует деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, в которых хотя бы одной из сторон является государство. Отношения между гражданами, в частности производственная и потребительская сферы, имущественные отношения, требуют частноправового регулирования. В качестве критерия разграничения частного и публичного права уместно указать на разницу в методах правового регулирования. Для публичного права характерен метод централизации (субординации, власти—подчинения), а для частного — метод децентрализации (координации, автономии, равноправия).

Требования публичного права императивны, не допускают отступлений, каких-либо договоренностей участников правоотношений.

С принятием Конституции РФ в России начало приобретать особое значение международное право, которое представляет собой совокупность норм и принципов, устанавливающих права и обязанности государств в процессе их взаимного общения.

Среди важнейших принципов международного права называют принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государства, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела, принцип всеобщего уважения прав человека, самоопределения наций и народов, принцип сотрудничества, добросовестного выполнения международных обязательств.

В составе международного права выделяют право международных договоров, дипломатическое право, морское право, воздушное право, атомное право, международное космическое право. Та часть международно-правовых норм, которая имеет своим предметом права мирного населения, военнопленных, защиту прав человека в чрезвычайных условиях и т.п., именуется международным гуманитарным правом. Всем известны основные международные организации, например ООП, ОБСЕ и др., которые призваны обеспечивать действие международного права. Активнее стали функционировать соответствующие судебные инстанции. Россия стала участником ряда европейских соглашений. Она входит, в частности, в Совет Европы.

Советская доктрина в свое время хотя и признавала значение международного права и ряда международных организаций, но решительно возражала против первенства международно-правовых норм перед внутригосударственными. Считалось нарушением государственного суверенитета ставить международное право выше норм конституционного права любого государства. Советские ученые в большинстве своем отрицали также признание гражданина (индивида) субъектом международного права.

Сегодня вопрос получил конституционное разрешение. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ зафиксировала два принципиальных положения. Во-первых, в правовую систему РФ в качестве ее составной части входят теперь общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Во-вторых, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законом, применяются правила международного договора.

Таким образом, верховенство над внутренними законами имеют только международные договоры РФ. Что же касается международного права, то определенная его часть выступает в качестве внутреннего. На практике всякий раз возникает вопрос, являются ли те или иные принципы и нормы международного права общепризнанными. Во всяком случае суды, в особенности Конституционный Суд РФ, теперь обосновывают свои решения в том числе ссылками на нормы и принципы международного права.

Повышение роли международного права связано с процессами интернационализации, расширения международных связей, сотрудничества народов в самых разных областях своей жизни. Государства объединяются в самые разные союзы и сообщества. Вырабатываются единые стандарты поведения. Придается громадное значение международно-правовой защите прав и свобод человека и гражданина. Единство мира делает необратимыми процессы сближения национальных правовых систем на базе взаимодействия с системой международного права.

Одна из первейших целей органа, издающего правовые нормы, состоит в наделении участников общественных отношений правами и обязанностями, установлении между ними определенных связей. В результате издания нормативных актов часто возникают новые общественные отношения, но даже те, что существовали до принятия каких-то норм, приобретают новое качество, поскольку стали предметом правового регулирования. Именно в этой плоскости ставится вопрос о правовых отношениях.