Система органов, осуществляющих производство но делам об административных правонарушениях

Перечень видов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, содержится в ст. 22.1 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 Кодекса, судьями (мировыми судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (их создание относится к ведению субъектов РФ), федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с возложенными на них задачами и функциями, органами и учреждениями уголовноисполнительной системы, органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней. Передача ряда полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного контроля и надзора органам исполнительной власти субъектов потребовала наделения последних также и правом на рассмотрение отдельных категорий дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП (п. 6 ч. 1 ст. 22.1, ст. 23.22.1 – 23.24.1, 23.26 и др. Кодекса).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 22.1 КоАП). Подведомственность таких дел определяется законами субъектов.

Круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, определен ст. 28.3 КоАП[1]. Их конкретные перечни устанавливаются на основании положений ст. 28.3 КоАП уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП). Определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, находится в их ведении (ст. 1.3.1, ч. 6 ст. 28.3 КоАП).

Согласно положениям ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП законами субъектов РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения виновных к административной ответственности, установленной законами субъектов РФ; должностные лица органов местного самоуправления – полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях. Кроме того, в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП или законами субъектов РФ, при осуществлении полномочий по контролю (надзору), делегированных Россией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля (ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП).

Обеспечительные меры по делам об административных правонарушениях вправе применять должностные лица, указанные в ч. 1 ст. 27.2, ч. 1 и 2 ст. 27.3, ч. 2 ст. 27.7, ч. 1 ст. 27.8, ч. 2 ст. 27.9, ч. 1 ст. 27.10, ч. 2 ст. 27.12, ч. 3 ст. 27.13, ч. 2 ст. 27.14, ч. 2 ст. 27.15, ч. 2 ст. 27.16 КоАП.