Семья в жизни ребенка младшего школьного возраста

Мощнейшие изменения в функционирование семьи вносит переход ребенка к школьному обучению – выход ребенка из семьи в более широкое социальное пространство. Приход ребенка в школу означает кардинальное изменение его социальной ситуации развития. Теперь ребенок осуществляет социально значимую деятельность – он учится, он ученик, в глазах самого ребенка его позиция в жизни становится столь же значимой, как и позиция родителей. Школа на много лет становится для ребенка главным социальным институтом. Семейные отношения в значительной степени начинают опосредствоваться тем, что происходит у ребенка в школе, его школьными успехами и неудачами, отношениями с учителем и одноклассниками.

Какова же роль семьи как социального института в этот период? Поступление ребенка в школу ставит перед семьей чрезвычайно сложные задачи. Прежде всего, это уважение к его новой социальной позиции – позиции ученика, значимости его деятельности, поддержание высокой самооценки. Это поддержка позитивного отношения к школе, познавательных мотивов и мотивов к учению, авторитета учителя и положительного отношения к нему. Кроме того, это создание в доме условий для успешного обучения: организация соответствующего режима дня, места для занятий, наличие необходимых книг и учебников и т.д.

К сожалению, приход в школу связан для ребенка и семьи со многими психологическими рисками, в первую очередь это риск удара по его самооценке и самооценке родителей. В школе ребенок занимает новую позицию – позицию ученика, и оценивается он уже по другим меркам, чем в дошкольном возрасте. Во-первых, в новом, школьном пространстве проявляются какие-то его неумения, недостатки, ошибки в поведении, которые уходили в тень в свете семейной любви, а возможно, и не воспринимались как недостатки. Во-вторых, в школе ребенок становится представителем своей семьи, и его успехи или неудачи оцениваются не только как его, но и как неудачи родителей и всей семьи. Если при подготовке к поступлению в школу у родителей лишь возникает тревога в ожидании оценки социумом их ребенка и качества их родительства, то с приходом ребенка в первый класс это ожидание сменяется актуальным состоянием получения оценки общества. Это и оценки учителей, и других детей и их родителей. Переход к школьному обучению является критическим не только для ребенка (Л. С. Выготский обозначал этот кризис как кризис потери непосредственности, расхождения внешнего и внутреннего плана действий), но и для всей семьи, требующим перестройки семейных отношений. Если ребенок не готов к школе интеллектуально или мотивационно, если он не готов к отделению от родителей, если ему с трудом дается освоение школьных предметов или не складываются отношения с одноклассниками, то все это может привести к снижению его самооценки, неуверенности в себе, непринятию себя. Конечно, очень многое здесь будет зависеть от учителя, его такта, эмпатии и поддержки. Но и роль семьи в такой ситуации не менее важна. Основной функцией и задачей семьи в условиях, когда ребенок сталкивается со школьными трудностями, является функция поддержки – эмоциональная поддержка ребенка, его принятие, снижение родительских ожиданий и смирение амбиций. Это одна из очень трудных задач для родителей – не возлагать на ребенка невыполнимых ожиданий и ответственности. Один из возможных вариантов поддержания самопринятия и положительного самоотношения – включение ребенка в какую-то другую деятельность, где он будет успешен. Главное – принимать ребенка таким, какой он есть, поощрять его не только за хорошие оценки, давать понять ребенку, что в семье его любят по-прежнему.

Очень сложная, двойственная задача семьи – поддерживать значимость школы в жизни ребенка, в то же время не давая заслонить ей ценность семьи, семейных отношений и другие ценности. Выполнение этой задачи требует от членов семьи деликатности, тонкости, гибкости, рефлексии своей родительской позиции и родительской компетентности. Социальное развитие родителей продолжается.

Конечно, наиболее трудным оказывается первый год обучения, период адаптации, но и на протяжении всего периода обучения ребенка в школе задачи родителей – контроль за успеваемостью и поведением в школе, эмоциональная поддержка, помощь в обучении – остаются.

Несомненно, переход ребенка к школьному обучению наиболее сложным окажется для неполной семьи, так как новые задачи лягут на плечи матери, которая и так является функционально перегруженной. К ее функциям добавляется и создание условий для успешного обучения ребенка, и контроль за его учебой, а также бытовые трудности: провожать и встречать ребенка из школы, следить за приготовлением уроков и т.д.

Говоря о роли семьи в жизни человека на разных возрастных этапах, необходимо помнить, что происходящие социокультурные трансформации коснулись и детства. Размываются и смещаются возрастные границы. Так, например, для современных родителей характерно стремление к раннему развитию ребенка, интенсификации развития. Уже с года ребенка начинают водить в различные группы развития и кружки. Исследования, проведенные Е. О. Смирновой и сотрудниками, показывают, что все чаще родители дошкольников предъявляют к детям завышенные требования, относятся к ним не с позиции принятия, а с оценочной позиции, ожидают от них достижений в овладении учебными навыками. Сокращается время на игру и сама игра редуцируется[1]. В конечном счете все это приводит к тому, что по содержанию дошкольный возраст трансформируется в младший школьный.

Изменения коснулись и школьного возраста. Главный социальный институт для ребенка школьного возраста также начинает постепенно ослаблять свои позиции. Все чаще родители отдают предпочтение не школе, а индивидуальному обучению, что коренным образом изменяет процесс социализации. Объяснением такого выбора родителей является высокая агрессивность школьной среды – отвержение сверстниками, школьная травля, психологическое выгорание школьных учителей. Часто в современной школе ребенок не чувствует себя в безопасности. В этом случае на помощь ребенку должна прийти семья.