Румыния

В Румынии после свержения в 1989 г. режима Чаушеску конституция 1965 г. формально не была отменена до принятия ныне действующей, однако фактически роль конституции выполнял декрет-закон от 14 марта 1990 г. Действующая Конституция Румынии была принята 21 ноября 1991 г. По своей структуре, содержанию ее положений, основным характеристикам конституция представляет собой типичный для многих постсоциалистических стран основной закон, отражающий отказ от тоталитарного режима и переход на демократический путь развития.

Согласно конституции Румыния – национальное, суверенное и независимое, единое и неделимое государство с республиканской формой правления. По форме государственного устройства Румыния является унитарным государством, территория которого разделена на коммуны, города и уезды.

Принцип разделения властей, как таковой, не закреплен в Конституции Румынии. Однако порядок организации и деятельности высших и местных органов государственной власти основан на этом принципе. Законодательная власть в Румынии принадлежит парламенту. Новым в этой области является возвращение к двухпалатной структуре парламента, который состоит из палаты депутатов и сената, избираемых непосредственно населением на срок четыре года. Количество депутатов и сенаторов не постоянно, а устанавливается избирательным законом в зависимости от численности населения страны. Особенностью порядка формирования парламента является установление квоты обязательного представительства национальных меньшинств в палате депутатов.

Президент Румынии представляет государство и является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности, а также следит за соблюдением конституции и надлежащим функционированием публичных властей и в этих целях осуществляет функцию посредника между властями государства, а также между государством и обществом. Президент издает декреты, многие из которых должны быть контрассигнованы премьер-министром.

Исполнительную власть в Румынии осуществляет правительство, которое обеспечивает реализацию внешней и внутренней политики страны и осуществляет общее руководство публичной администрации. Правительство несет ответственность только перед парламентом.

Судебная власть характеризуется наличием только общей юстиции. Конституция регулирует три элемента этой ветви власти: судебные инстанции, прокуратуру и Высший совет магистратуры, который предлагает кандидатуры на должности судей, утверждаемые президентом. Прокуратура в Румынии выступает как составная часть судебной системы, представляет интересы общества и защищает правопорядок, права и свободы граждан. Прокуроры осуществляют свою деятельность под руководством министра юстиции.

Конституция, помимо прочего, регламентирует статус, полномочия и функции еще двух судебных органов – Счетного суда и Конституционного суда Румынии, которые выведены за рамки конституционных глав, посвященных судебной власти. В задачи Счетного суда входит осуществление контроля за формированием, управлением и использованием финансовых ресурсов государства. Члены этого суда назначаются парламентом и обладают независимостью и несменяемостью. При условиях, установленных законом, Счетный суд может осуществлять также и юрисдикционные полномочия.

Конституционный суд ранее не был известен румынскому конституционному праву и учрежден конституцией впервые. Данный орган судебной власти наделен полномочиями осуществлять предварительный контроль конституционности законов до их вступления в силу при наличии запроса от уполномоченного на то органа. Однако решение Конституционного суда о признании закона неконституционным может быть преодолено парламентом.

Конституционный суд Румынии, помимо прочего, имеет право разрешать дела по протестам о конституционности политических партий, следить за процедурой избрания президента, организации и проведения референдума и утверждать их результаты, проверять соблюдение условий по осуществлению гражданами законодательной инициативы и пр.

Регулирование правового статуса человека в румынском государстве и обществе имеет некоторые особенности. Конституция Румынии содержит статью, согласно которой государство поддерживает упрочение связей с проживающими за пределами страны румынами и содействует сохранению, развитию и проявлению ими своей этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности при уважении законодательства государства, гражданами которого они являются. Конституция законодательно закрепила следующие гражданские права и свободы: право на жизнь, право на забастовку, право на свободу передвижения, свободу выражения, право на защиту личной, семейной и интимной жизни и др. Характерной особенностью можно назвать всестороннюю, детальную регламентацию конкретных юридических гарантий прав и свобод, что свидетельствует о стремлении к преодолению их декларативности. Еще одной особенностью является выделение положений об основных обязанностях в отдельную главу конституции.