Роль профсоюзов в системе социального партнерства

Значение и роль профсоюзов в системе социального партнерства подтверждена историей формирования рыночных отношений. Однако в настоящее время происходит изменение расклада сил в трудовых отношениях и роли партнеров, а именно ослабление профсоюзов, усиление роли работодателей, изменение позиции государства.

Основные функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений:

- обеспечение условий труда рабочей силы;

- установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики;

- защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношениях.

Основные задачи профсоюзов в социальном партнерстве по регулированию социально-трудовых отношений:

— контроль начисления заработной платы;

— соответствие заработной платы с результатами труда;

— стимулирование труда и т.д.

Деятельность профсоюзов по формированию условий социального партнерства включает:

- формы, системы, размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;

- занятость работников и противодействия безработице;

- профессиональное обучение персонала;

- мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников;

- продолжительность отпусков, рабочего времени и времени отдыха;

- медицинское и социальное страхование работников;

- защита и учет интересов работников при приватизации организаций и ведомственного жилья;

- техника безопасности, охрана труда и здоровья работ-пиков.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Па федеральном уровне уже в течение ряда лет подписывается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Генеральное соглашение — это важный этап в развитии социального диалога, который позволяет представителям трудящихся, работодателей и Правительства выработать согласованные позиции по основным принципам регулирования социальных отношений на федеральном уровне в соответствии с законодательством.

На федеральном уровне утверждаются не только основные направления социально-экономической политики, но и показатели (индикаторы) социального благополучия нации, системы социальных гарантий для всех слоев населения, меры по защите интересов субъектов трудовых отношений.

Генеральное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством РФ. На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения — правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Как определено в ТК РФ, коллективные договоры представляют собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. Договоры заключаются на срок от одного до трех лет. Заключение коллективных договоров — способ социальной защиты трудящихся. Ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов между профкомами и администрацией для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателей и работников по следующим вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплаты пособий и компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, профессиональное обучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха (включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков);

— улучшение условий и охраны труда работников; соблюдение интересов работников при приватизации

государственного и муниципального имущества;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семьей;

— частичная или полная оплата питания работников;

— контроль выполнения коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

— ответственность сторон;

— обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

- порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

— другие вопросы, определенные сторонами. Основные принципы создания комиссий по коллективным переговорам:

— добровольность участия сторон в деятельности комиссий;

— полномочность сторон;

— самостоятельность и независимость сторон при определении персонального состава своих представителей в комиссии.

Основные задачи комиссий по коллективным переговорам:

— согласование позиций сторон;

- проведение консультаций (проекты договоров и соглашений);

- ведение коллективных переговоров;

- подготовка проектов коллективных договоров и соглашений, их заключение;

- рассмотрение вопросов, возникающих в ходе выполнения договоров и соглашений;

- контроль выполнения коллективных договоров и соглашений.

Территориальная профсоюзная организация учреждений социальной защиты населения города Москвы (ТПО) объединяет более 22 тыс. членов профсоюза. В 2009 г. в рамках Московского трехстороннего соглашения в системе социальной защиты населения подписано Соглашение на 2009—2012 гг., на его основе действует 225 коллективных договоров (на 1 января 2010 г.).

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров в рамках генерального соглашения создан постоянно действующий орган — Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей. В промежутках между заседаниями работу комиссии обеспечивает координационный совет, которым руководит координатор трехсторонней комиссии, назначенный Указом Президента РФ. Аналогичные комиссии созданы во всех субъектах РФ.

Важное место в системе социального партнерства отведено службе по урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.