Роль принуждения в воспитании

Как известно, отношения между людьми отличаются сложностью и многообразием. История даст нам примеры всевозможного построения отношений – от жестоких, зависимых до почти ангельских, равноправных. Но равными люди были только в библейские времена. В новейшей человеческой истории одни группы неизменно господствуют над другими; одни властвуют, другие подчиняются. К своим социальным ролям дети готовятся сызмальства. Воспитание сделано главным оружием поддержания установившихся общественных отношений. Сделать раба покорным господину – цель воспитания в социально дифференцированном обществе. Своей цели принудительное воспитание добивается жесткими, часто весьма жестокими методами, в основе которых лежит подавление духа и тела. Набор средств подавления большой: от плетей и розог до тонко выверенного постоянного нажима на человека через его семью, родственников, друзей, группу, к которой он принадлежит. Приказания, понукания, наказания, истязания и даже пытки – нехитрый арсенал способов достижения цели. Человеку трудно устоять перед обрушившимися на него ударами судьбы, и рано или поздно он становится таким, каким его хотят видеть, – смиренным и покорным.

В старые времена не возникало вопроса о правомерности целей и средств такого воспитания, вещи назывались своими именами, отношения между людьми были простыми и понятными. Раб должен покориться своей судьбе, крестьянин должен работать на барина, а рабочий – верно служить хозяину завода. К выполнению обязанностей готовило воспитание. Ближе к нашим дням отношения становятся не такими прозрачными, социальные группы смешиваются, хозяина и подчиненного трудно распознать, но педагогика принуждений не исчезает. Ее тысячелетиями проверенные способы с успехом используются везде, где человеку нужно быстро привить требуемое поведение. Методы принуждения становятся более изощренными. Вместо примитивной норки, от которой страдало лишь тело, широко применяются всевозможные способы подавления духа и воли, что значительно хуже. Противопоставления, ограничения, обструкции, шельмование, издевательства и многие другие способы вводятся в систему принудительной педагогики. Их применяют в такой пропорции и с такой силой, с какой хотят ограничить свободу человека.

А теперь настало время задуматься, можно ли вообще обойтись без принудительного воспитания? Этот вопрос равнозначен другой проблеме: существует ли неограниченная свобода человека? Ответ на оба вопроса будет отрицательным. Человека, нарушившего законы общества, нужно перевоспитывать. Мягкие, гуманные методы для этого не годятся. Необходимо жестко перестроить направленность преступника, заставить его жить по тем законам, по которым живут все люди. Исправительная колония – не пансион, и методы, здесь применяемые, не могут быть приятными.

Методы принуждения применяются всегда, когда нужно заставить человека действовать по предписанному ему сценарию поведения. Например, солдата нужно вымуштровать так, чтобы он точно и безропотно выполнял все команды: иной тип поведения в армии не нужен. Для этого и существует так называемая казарменная педагогика с ее далекими от гуманистических образцов методами. Однако нас интересует другой вопрос: какая доля насилия и принуждения может присутствовать в школьном, семейном и общественном воспитании в обычных нормальных условиях существования современного человека? Ответ на него мы найдем в следующем параграфе.