Репродуктивное поведение в современной семье

Описание специфики ролевых отношений в современной семье было бы неполным без включения в ее структуру репродуктивного поведения как базового функционального атрибута.

Родительство – базовое жизненное предназначение, важное состояние и значительная социально-психологическая функция каждого человека. Переоценить роль родителей в воспитании детей невозможно.

Родители выступают для детей в нескольких ипостасях:

1) как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

2) директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;

3) образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств и модель взаимоотношений с другими людьми;

4) источник знаний и жизненного опыта, друзья и советчики в решении сложных жизненных проблем.

В теории репродуктивного поведения установлено, что ослабление потребности в детях и снижение установок детности сопровождается такой трансформацией структуры репродуктивных мотивов, при которой экономические и социальные мотивы рождения нескольких детей теряют свое ведущее значение, уступая место психологическим мотивам, чье многообразие расширяется по мере распространения потребности в одном-единственном ребенке.

Репродуктивное поведение ограничено физиологическими рамками и системой социального контроля. Понятие репродуктивного поведения имеет отношение именно к системе социального контроля. Именно оно определяет, сколько детей и через какой период времени будет иметь семья. Однако репродуктивное поведение может развертываться только в пределах биологического потенциала рождаемости.

В зависимости от установок контрацептивного и абортивного поведения личности (супругов) происходит формирование всего репродуктивного цикла семьи. Под ним понимается:

1) определение оптимального срока рождения первого ребенка;

2) контрацептивные и абортивные установки;

3) в зависимости от соотношения собственно репродуктивных и абортивно-контрацептивных установок зависит срок завершения формирования семьи и стратегии поведения супругов после достижения желаемого числа детей (использование контрацепции, абортов, стерилизации).

Фиксация лишь внешних фактов поведения недостаточна, надо учитывать и внутренние факты, социально-психологические структуры – ценностные ориентации личности, ее установки, мотивы и потребности.

Потребность в детях – своего рода закрепленный в психологических структурах личности опыт прошлых поколений, отголосок прошлых условий жизни. Потребность в детях – не биологическая, а социально-психологическая категория. Это социально-психологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в своей личностной самореализации. Оно не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений, меняются лишь семейные ситуации, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности в детях.

Репродуктивное поведение обладает структурой, которую можно представить в виде последовательности психических компонентов (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Последовательность репродуктивного поведения

Если мы хотим повлиять на результаты репродуктивного поведения, то должны двигаться по указанной цепочке от ее конца к началу с тем, чтобы повлиять на формирование репродуктивных потребностей в сторону гармонизации личных и общественных потребностей. Иными словами, исследование репродуктивного поведения происходит в обратной последовательности – от результатов поведения и действий к потребностям через установки и мотивы.

В общественных науках получили распространение показатели, измеряющие когнитивный компонент репродуктивной установки: среднее идеальное, желаемое и ожидаемое (планируемое) число детей:

1) среднее идеальное число детей характеризует представление о наилучшем числе детей в семье вообще;

2) среднее желаемое число детей рассматривается как показатель, наиболее близко характеризующий индивидуальную потребность в детях, определяемую их числом;

3) среднее ожидаемое (или планируемое) число детей характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни.

В табл. 7.1 представлены данные о желаемом и ожидаемом числе детей по итогам наблюдения (N – объем выборки) репродуктивных планов населения в 2012 г.

Таблица 7.1

Желаемое и ожидаемое число детей по возрастным группам

Возраст,

лет

Женщины

Мужчины

среднее желаемое число детей

среднее ожидаемое число детей

среднее желаемое число детей

среднее ожидаемое число детей

До 25

2,20 (N = 966)

2,00 (N = 928)

2,14 (N = 638)

1,93 (N = 608)

25-29

2,29 (N = 1074)

1,99 (N = 1039)

2,30 (N = 708)

2,02 (N = 674)

30-34

2,34 (N` = 966)

2,01 (N = 906)

2,38 (N =541)

2,09 (N = 527)

35-39

2,32 (N = 997)

1,87 (N = 961)

2,40 (N = 525)

1,99 (N = 495)

40 и старше

2,26 (N = 940)

1,71 (N = 922)

2,31 (N = 2229)

1,82 (N = 2208)

Наименьшее среднее желаемое число детей имеет место у самых молодых респондентов (в возрасте до 25 лет). Причем у мужчин отличие величины этого показателя в этой возрастной группе по сравнению с более старшими возрастами весьма существенно. Что касается ожидаемого числа детей, то оно меньше всего, наоборот, у респондентов в возрасте 40 лет и старше.

Для установок на малодетность (в демографии малодетными считаются семьи, в которых имеется 1–2 ребенка) характерны увеличение интервала между рождениями, активизация установок на применение контрацепции и абортов, равная приемлемость сына или дочери.

Таким образом, необходимо еще раз отметить некоторые аспекты репродуктивного поведения.

1. Потребность в детях: если число детей в семье соответствует имеющейся у супругов потребности в детях, даже радикальное улучшение условий жизни не способно изменить этого числа в массовом порядке.

2. Семейное положение (зарегистрированные браки). Репродуктивные установки корректируются в процессе брачного сожительства: брачные партнеры воспринимают ценности, установки и мотивацию поведения друг друга и частично или полностью пересматривают собственные.

3. Семейное положение (незарегистрированные браки). Изменение репродуктивной установки происходит и в неформальных брачных союзах (сожительствах), как правило, в сторону их понижения, поэтому снижение популярности легитимной брачности выступает и фактором, и индикатором изменения модели репродуктивного поведения.

Можно выделить два аспекта исследования вопроса о числе детей, планируемом в начале жизненного пути.

Первый – исследование процесса социализации и тех влияний, которые сказываются на представлениях молодежи о роли и ценности семьи и о ее наилучшей величине вообще и для себя. В этом плане представляют интерес исследования молодежи и вступающих в брак и изучение влияний той среды, в которой происходило формирование мнений.

Второй – исследование первоначальных планов и представлений о репродуктивных установках замужних женщин, уже имеющих определенный жизненный опыт; сопоставление их первоначальных планов с нынешними представлениями и намерениями (основное внимание уделяется как раз их изменению под влиянием воздействий последующей жизни).

Естественно, что второй аспект может быть исследован только ретроспективно или путем длительного продольного наблюдения одной и той же совокупности.

Интересный материал дает изучение планов молодежи до вступления в брак. В этом случае исключается корректирующее влияние опыта семейной жизни, снимается фактор ретроспективного искажения истинного положения вещей. Ожидаемое число детей для более молодых женщин состоит большей частью из еще не рожденных детей, в то время как у женщин в более старшем возрасте это число мало отличается от имеющегося. Поэтому все разработки, не учитывающие возраст или оставшийся интервал репродуктивного периода брака, могут давать искаженные представления.

Изучая репродуктивное поведение людей, мы выявляем действующие социально-психологические нормы и исходим из того, что мнение людей по этим вопросам обусловливает их действия. Важно не только узнать, сколько детей предпочитает иметь семья, но и установить, почему она хочет (не хочет) их иметь и почему одного-двух, а не больше; сколько семья предпочитает иметь детей в реальных условиях (ожидаемое число детей) и сколько хотела бы иметь без учета конкретной жизненной ситуации и личных возможностей.