Рекомендации аудитора по восстановлению платежеспособности предприятия

Кризис неплатежей, переход от командно-административных методов хозяйствования к рыночным, а также ряд других факторов негативно влияют на финансовое состояние большинства предприятий. Имеют место случаи, когда дело заканчивается судебными исками, но которым предприятия признаются банкротами.

На практике дела о банкротстве в отношении предприятий возбуждаются арбитражными судами по заявлениям предприятий. Дела о банкротстве возбуждаются по формальным основаниям, в соответствии с Законом № 127-ФЗ, который устанавливает основания для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также порядок и условия проведения процедур банкротства.

По оценке аудиторов-экспертов, в настоящее время в некоторых отраслях России число предприятий, которые можно отнести к несостоятельным, составляет более 80%. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, в отношении которых возбуждаются дела о банкротстве, показывает, что дебиторская задолженность у них превышает кредиторскую.

В зависимости от степени запущенности и возможностей выхода из кризисных ситуаций аудитору все предприятия, находящиеся в состоянии финансового кризиса, целесообразно подразделить на три группы. К первой группе относятся предприятия, которые адаптировались в рыночные условия и принимают меры по выходу из кризисного состояния. Предприятия второй группы занимаются поиском оправдательных мотивов и ждут перемен в законодательстве на региональном и федеральном уровне. Предприятия третьей группы с возникшими финансовыми проблемами смирились.

Многие руководители предприятий, находящихся в кризисном состоянии, объясняют такое положение исключительно внешними причинами, так как каких-либо системных разработок по управлению предприятием, направленных на выход из кризисного состояния, в настоящее время нет. Рекомендуемые аудитором материалы по антикризисному управлению предприятиями ориентированы прежде всего на зарубежный опыт. При этом под антикризисным управлением понимается комплекс мер, направленных на предотвращение кризисной ситуации, а не сам выход организации из кризиса. В исходной ситуации антикризисное управление применяется на предприятиях, еще не утративших своей платежеспособности. В настоящее время насчитывается большое количество организаций, которые неплатежеспособны, и многие из них фактически являются банкротами.

Предприятия каждой сферы экономики имеют свою специфику, что определяет особенности и своеобразие рекомендаций аудитора по подходам к процедурам банкротства.

Аудитор должен знать, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом но месту нахождения организации-должника. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, а также имеется признак банкротства, сформулированный в ст. 3 Закона № 127-ФЗ. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Организация-должник осуществляет следующие действия при получении искового заявления. В течение пяти дней организация должна признать либо не признать долг. Если за это время предприятие не сообщило в свой арбитражный суд принятое решение, требование считается установленным.

Закон № 127-ФЗ делит процесс решения проблемы на два периода:

1) досудебная работа по финансовому оздоровлению;

2) урегулирование отношений с кредиторами в период прохождения процесса по банкротству.

Таким образом, в досудебный период аудитор рекомендует предприятию выполнять мероприятия по своей санации, т.е. взысканию дебиторской задолженности через: претензионно-исковую деятельность; участие в процедурах банкротства своих должников; обращение в правоохранительные органы; уступку прав требований кредитора; финансирование ремонта или перепрофилирование объекта с целью повышения его рыночной стоимости; сдачу помещения в аренду; секьюритизацию долгов (выпуск ценных бумаг под гарантии администрации или будущих доходов) и другие мероприятия.

В период урегулирования отношений с кредиторами на стадии прохождения процедуры банкротства аудитору и менеджерам организации необходимо иметь в виду следующее. Процесс банкротства возбуждается различными структурами. В число этих кредиторов входят не только коммерческие организации, выполняющие различные подрядные работы (строительные, монтажные, земляные, по обслуживанию и ремонту оборудования и т.д.), непосредственно связанные с основной деятельностью организации, но и такие кредиторы, как предприятия газо- и водоснабжения, налоговые органы всех уровней (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований), внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского, социального страхования), кредитные учреждения.

Исходя из практики, как на собраниях кредиторов, так и в арбитражном суде все остальные кредиторы голосуют против применения процедур банкротства. Если на собрании кредиторов решения принимаются с учетом мнения кредиторов с большим размером требований к должнику, то арбитражный суд учитывает мнение и рассматривает ходатайства каждого из конкурсных кредиторов, независимо от размеров их требований.

Организация считается несостоятельной только после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. В целях сохранения инфраструктуры и работоспособности организаций, которым предъявлен иск о признании несостоятельным должником, в действующем законодательстве есть некоторые возможности, которые можно использовать. К ним относится прежде всего судебная защита.

При обращении взыскания на имущество предприятия в рамках исполнительного производства по удовлетворенному иску поставщик (исполнитель работ и услуг) за неоплаченную продукцию (работы, услуги) при наложении ареста на имущество может предъявить встречный иск. Основанием иска является факт признания имущества ограниченно оборотоспособным согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ .

В целях восстановления платежеспособности предприятия-должника возможно также использование внешнего управления предприятием и других процедур, предусмотренных федеральным законом.

Для вывода предприятия из кризисной ситуации и восстановления его платежеспособности аудитору следует рекомендовать проведение целого комплекса организационно-управленческих, правовых и экономических мер. Планирование выведения предприятия из кризиса, постановка и решение долгосрочных, среднесрочных и текущих задач осуществляются на основании глубокого анализа финансового состояния предприятия.

Аудитору следует разъяснить, что принятие управленческих решений, направленных на вывод организаций-должников из финансового кризиса требует не только многовариантного прогноза результатов производственно-хозяйственной деятельности, но и расчета потребности в денежных средствах для достижения поставленных целей и разработки соответствующего бизнес-плана.

Для принятия эффективных решений по антикризисному управлению предприятием-должником требуется информация не только в реальном времени, по и прогноз изменения финансового состояния на последующие периоды в зависимости от возникающих ситуаций.

Мировая практика показывает, что эффективные меры по выводу предприятия из финансового кризиса могут быть разработаны только на основании анализа данных производственного и управленческого учета. В настоящее время производственный и управленческий учет на предприятиях находится в неудовлетворительном состоянии. Специалисты, работающие в области антикризисного управления развитых стран, справедливо считают, что отсутствие на предприятии производственного и управленческого учета неизбежно ведет предприятие к банкротству.