Лекция V. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В результате изучения материала данного раздела студент должен:

знать

• в чем суть обязательного страхования;

• что такое социальное страхование, его цели и особенности регулирования;

• что такое пенсионное страхование;

• особенности регулирования пенсионного страхования в разных странах и регионах мирового хозяйства;

• причины реформ социального страхования и пенсионного обеспечения в мире и России;

уметь

• дать оценку проводящимся в разных странах и регионах мирового хозяйства реформам социального страхования;

• оценивать эффективность государственных программ социального страхования;

• формулировать основные условия реформирования рынка пенсионного страхования;

• дать оценку текущим, кратко- и долгосрочным результатам реформ;

владеть

• основными навыками анализа текущей социально-экономической информации, влияющей на разработку реформ сферы социального страхования;

• методикой принятия решений в пенсионном страховании;

• навыками финансового консультанта для разработки программ повышения финансовой грамотности населения;

• практическим инструментарием оценки рисков жизненного цикла домохозяйств.

Ключевые слова: социальное страхование; пенсионное страхование; цели социальных систем; классификация социальных рисков в российской и международной практике; особенности социального страхования, отличающие его от иных страховых услуг; конвенции МОТ; модель Бисмарка; модель Бевериджа; пенсионная система pay- as-you-go•, накопительная пенсионная система; кризис систем социального страхования; причины реформирования систем социального и пенсионного страхования; этапы пенсионной реформы в России.

Лекция 12. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Потребление старших поколений имеет большие положительные внешние эффекты, особенно в обществах, ценящих равенство и справедливость. В результате социальное страхование можно рассматривать как общественное благо, за предоставление которого отвечает государство.

Становление индустриального общества сопровождалось формированием институтов пенсионного страхования наемных работников и государственного социального обеспечения.

Экономические предпосылки их появления:

• постоянный характер трудовой деятельности;

• возросшая сложность труда и рост квалификации работников;

• массовое производство.

Массовость производства обеспечивалась, в том числе и непрерывностью процесса воспроизводства рабочей силы. Сложились принципиально новые экономические, организационные и правовые механизмы, которые позволяли, с одной стороны, производить накопления значительных по объему финансовых ресурсов, с другой, застрахованным работникам реализовывать пенсионные права в течение длительных периодов времени.

Для того периода были характерны определенные идеи относительно роли правительства, предполагающие, что:

1) деятельность государства нацелена лишь на общественное благо, и своекорыстное поведение чиновников является отклонением;

2) государство является целостным организмом, в котором все решения принимаются на основе рациональности и прозрачности;

3) экономические решения поддаются пересмотру и не имеют инерции;

4) инструменты экономической политики находятся под полным контролем государства, которое может полагаться на честную и эффективную работу аппарата.

Экономической базой такой системы выступало перераспределение части заработной платы застрахованных работников во времени: от периода начала трудовой деятельности к периоду выхода на пенсию. Причем если в первой четверти XX в. доля перераспределяемой заработной платы в пользу пенсионного страхования и социального обеспечения нс превышала 6–8%, то к концу XX в. (1980–1990) она достигала 20% и более от выплачиваемой работнику суммы.