Регулирование в области ядерной и радиационной безопасности

Государственное регулирование в области ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях осуществляется Федеральным надзором.

России по ядерной и радиационной безопасности. Росатом осуществляет нормативное регулирование в подведомственной области. Под нормативным регулированием понимается деятельность Росатома по разработке, установлению и введению в действие критериев, принципов и требований ядерной и радиационной безопасности, содержащихся в Федеральных нормах и правилах по использованию атомной энергии, а также нормативных документах Росатома, утверждаемых и вводимых им для осуществления деятельности по лицензированию, надзору и сертификации.

Объектами нормативного регулирования Росатома являются ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, а также виды деятельности, связанные с ними.

Основой для осуществления нормативного регулирования Росатомом обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются следующие нормативные документы:

- правила и нормы по безопасности использования атомной энергии, утвержденные Росатомом, а также его предшественниками (Госатомэнергонадзором СССР и Госпроматомнадзором СССР);

- межведомственные и ведомственные нормативно-технические документы, содержащие важные для безопасности объектов атомной энергетики требования и одобренные (согласованные) для использования Росатомом.

В состав системы нормативных документов по ядерной и радиационной безопасности, которые использует Росатом, входят следующие группы документов:

- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии;

- руководящие документы по ядерной и радиационной безопасности Росатома;

- стандарты, строительные нормы и правила, нормативные документы органов управления использованием атомной энергии, ведомств и организаций.

Росатом осуществляет деятельность по разработке, утверждению и введению в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по ядерной и радиационной безопасности (кроме санитарно-гигиенических норм облучения и радиоактивных загрязнений).

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии регламентируют ядерную, радиационную безопасность, а также связанные с этими сферами аспекты технической и пожарной безопасности. Эти нормативные документы включают требования ко всем этапам жизненного цикла объектов использования атомной энергии, к системам, важным для безопасности, и их оборудованию, к порядку учета нарушений и аварий в работе объектов использования атомной энергии, а также к другим аспектам обеспечения безопасности этих объектов.

Федеральные нормы и правила разрабатываются в виде общих положений, норм, правил.

Общие положения устанавливают принципы, критерии и общие требования ядерной и радиационной безопасности к объекту использования атомной энергии в целом на всех этапах его жизненного цикла.

Нормами регламентируются предельные (критические) допустимые значения физических, химических, теплогидравлических, прочностных и других параметров, условия, при которых эти параметры выполняются, а также устанавливаются формулы, соотношения, вычислительные методы, служащие для определения этих значений.

Правила устанавливают требования с точки зрения безопасности к осуществлению определенного вида деятельности или к устройству и работе систем, элементов, входящих в состав объекта использования атомной энергии и выполняющих функции, важные для безопасности.

Федеральные нормы и правила являются обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами на всей территории России. Нормы и правила не должны необоснованно ограничивать пути и способы достижения безопасности, а также решения, направленные на обеспечение выполнения требований по безопасности.

Технические требования, содержащиеся в федеральных правилах и нормах, не должны быть слишком подробными и детальными и не должны определять, какие технические решения следует использовать для обеспечения безопасности, так как в этом случае снимается ответственность за обеспечение безопасности с лицензиата (заявителя) и эта ответственность будет переложена на регулирующий орган, т.е. будет нарушен принцип разделения ответственности между регулирующим органом и эксплуатирующей организацией.

Рис. 6.6. Структура федеральных норм и правил, регламентирующих безопасность атомных электростанций

Принципы, критерии, нормы, правила и требования должны включаться в федеральные нормы и правила только после апробирования их инженерно-технической и научной практикой, основанной на результатах экспериментов и расчетов, после подтверждения их опытом эксплуатации ядерных установок, источников излучения и пунктов хранения. Консерватизм при использовании современных достижений науки и техники для регламентирования различных аспектов ядерной и радиационной безопасности является одним из принципов разработки федеральных норм и правил.

В качестве примера на рис. 6.6 приведена структура федеральных норм и правил, регламентирующих безопасность атомных электростанций.

После утверждения федеральных норм и правил эксплуатирующая организация должна составить план мероприятий по приведению проектной, конструкторской и эксплуатационной документации действующего объекта использования атомной энергии в соответствие с вновь утвержденными нормативными документами, провести анализ проектной и эксплуатационной документации на это соответствие и разработать компенсирующие меры в случае, если не удается выполнить полностью вновь введенные требования федеральных норм и правил.

Другой группой важных документов являются руководства по безопасности, которые содержат приемлемые для Росатома способы и методы выполнения требований федеральных норм и правил. Руководства по безопасности носят рекомендательный характер. Для выполнения соответствующих требований федеральных норм и правил организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии, может использовать иные способы и методы, чем те, которые указаны в руководстве по безопасности. В этом случае эксплуатирующая организация должна представить обоснования правильности выбранных способов и методов выполнения требований федеральных норм и правил.

В связи с тем, что руководства по безопасности носят рекомендательный характер, они дают возможность лицензиату применять новые технологии и обеспечивать безопасность на основе последних достижений науки и техники. В свою очередь это дает возможность Росатому после накопления опыта, полученного на основе проведения экспертиз предложений лицензиата, вносить изменения в соответствующее руководство по безопасности с целью его улучшения и совершенствования.

Росатом может сделать обязательным выполнение руководства по безопасности или его отдельных положений путем включения их в условия действия лицензии.

С целью организации целесообразной деятельности в области ядерной и радиационной безопасности Росатомом выпускаются различные руководящие документы:

- устанавливающие основанные на законодательных и иных нормативных правовых актах правила и порядок действий в той или иной области деятельности, относящейся к компетенции Росатома;

- определяющие статус, задачи и компетенцию структурных подразделений центрального аппарата, региональных органов и организаций Росатома, обязанности и права его работников и должностных лиц.

Руководящие документы можно разделить на три основные группы:

- организационно-распорядительные документы (определяют общие аспекты деятельности Росатома как федерального органа исполнительной власти, полномочия организационных структур и отдельных должностных лиц);

- документы, определяющие организацию и осуществление надзора;

- документы, определяющие организацию и осуществление лицензирования.

Руководящие документы в зависимости от значимости излагаемых в них вопросов и масштабов регламентируемой ими деятельности подразделяются на положения, инструкции, методические указания, типовые документы.

Положение - документ, определяющий общую организацию действий в каждой из сфер деятельности Росатома (надзорной, лицензионной, кадровой, финансовой и др., например, Положение об организации государственного надзора за безопасностью использования атомной энергии). В виде Положений разрабатываются также руководящие документы, определяющие полномочия различных организационных структур самого Росатома.

Инструкция - документ, детализирующий определенную положением общую организацию действий применительно к конкретному направлению работы в пределах какой-либо сферы деятельности (например. Инструкция по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью на атомных станциях).

Методические указания - документ, регламентирующий организацию действий по специальным или частным вопросам конкретного направления работы в пределах какой-либо сферы деятельности.

Типовой документ - документ, устанавливающий типичные для конкретного направления работы требования к структуре, объему и содержанию мероприятий, подлежащих выполнению, и являющийся основой для составления аналогичных рабочих документов, учитывающих фактические условия и специфику проводимых на местах работ. В качестве примера можно привести Типовую программу комплексной инспекции состояния ядерной и радиационной безопасности на атомных станциях.

Требования руководящих документов должны иметь долговременное действие и носить, как правило, обязательный характер для лиц, деятельность которых предусмотрено регламентировать этими документами.

Кроме Росатома, нормативные документы по вопросам, касающимся ядерной и радиационной безопасности, выпускают и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти. Так, кроме федеральных норм и правил, руководств по безопасности и руководящих документов в области использования атомной энергии издаются стандарты, строительные нормы и правила, нормативные документы органов управления использованием атомной энергии. Эти нормативные документы допускается использовать только при условии, что они не противоречат федеральным нормам и правилам.

Вопросы и задания

1. Что понимается под управлением риском?

2. Что понимается под мониторингом? По каким признакам можно классифицировать виды мониторинга?

3. Назовите основные задачи межведомственной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Назовите возможные причины возрастания природного риска.

5. Назовите основные группы превентивных мер по повышению безопасности технических объектов.

6. Что понимается под превентивными мерами зашиты от ЧС?

7. Назовите основные органы регулирования техногенной безопасности.

8. Назовите основные механизмы государственного регулирования безопасности.

9.Что такое декларация безопасности опасного производственного объекта? Что такое лицензия?

10. Назовите основные механизмы экономического реагирования безопасности.