Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика

Как любой комплекс регулирующих мер и инструментов, регулирование инфляции включает в себя прямые (административные) и косвенные (экономические) методы.

Прямые методы включат методы директивного воздействия и ограничения государством цен, заработной платы, параметров внешней торговли, операций на валютном рынке, рационирование кредита, установление потолков процентных ставок и пр. К косвенным методам экономического характера относится регулирование центральным банком денежной массы, которое, в частности, включает операции на открытом рынке с ценными бумагами, кредиты рефинансирования, выпуск собственных ценных бумаг и применение иных инструментов тонкой настройки. Конкретные механизмы будут рассмотрены в гл. 14.

С позиции содержания регулирования инфляции и ее объектов в программе антиинфляционных мер предусматриваются дефляционные меры, меры в области доходов и структурные меры.

Дефляционная политика включает в себя методы ограничения денежного спроса путем ужесточения (рестрикции) денежно-кредитной политики. Конкретные меры монетарного характера в рамках антиинфляционной программы включают в себя повышение процентных ставок по операциям центрального банка (политика дорогих денег). Мерой денежного характера является также политика укрепления национальной валюты[1] – снижение объемов покупки валюты и (или) ее продажа, т.е. валютные интервенции. Ограничивает денежную массу и продажа центральным банком государственных бумаг из своего портфеля.

Мерами дефляционного характера являются шаги по оздоровлению государственных финансов – сокращение дефицита бюджета путем снижения правительственных расходов, прежде всего неэффективных инвестиционных и необеспеченных социальных расходов; увеличение доходов, в том числе путем разумного ужесточения налогообложения. Например, несколько выравнивает конечный уровень дохода прогрессивное обложение доходов физических лиц. Все эти меры именуются бюджетной консолидацией.

Для правительств, создающих суверенные бюджетные фонды, риски инфляции снижаются при пополнении этих фондов, исключающем давление средств па потребительский рынок и цены. Однако это дает эффект при фиксированном курсе рубля. В России при переходе к плавающему курсу стерилизация средств бюджета в резервных фондах серьезного влияния на снижение инфляции не окажет.

Радикальной антиинфляционной мерой в условиях гиперинфляции является проведение денежной реформы. Она выравнивает соотношение между товарной и денежной массой путем легализации нового ухудшенного качества денег. Как отмечалось в гл. 2, сейчас денежные реформы стали не столь частыми и сменились набором разнообразных антиинфляционных мер, вполне достаточных для регулирования умеренной инфляции.

Второй блок мер реализуется в рамках политики доходов и сбережений. Политика доходов означает прямой контроль в виде законодательных пределов роста заработной платы и прочих доходов доходов (заработной платы, пенсий, пособий). Средний уровень заработной платы в производственной сфере должен быть сопоставимым либо ниже темпа роста инфляции.

Действенными являются меры по стимулированию сбережений граждан:

• поощрение развития институтов коллективного инвестирования;

• развитие долгосрочного накопительного, пенсионного, медицинского страхования;

• расширение перечня обращающихся на фондовом рынке инструментов;

• введение дополнительных льгот при долгосрочном инвестировании граждан в эмиссионные ценные бумаги и паи инвестиционных фондов;

• введение института безотзывного вклада и прочие меры.

Большое значение в антиинфляционной программе имеют структурные меры, в особенности для стран с сильным влиянием неденежных факторов инфляции. Эти меры предполагают создание атмосферы, неблагоприятной для инфляции. К ним относятся:

• устранение структурных диспропорций в экономике, меры по се диверсификации;

• улучшение инвестиционного климата, преодоление коррупции, развитие политических институтов, улучшение предпринимательской культуры;

• создание полноценных институтов рынка и рыночной инфраструктуры;

• демонополизация экономики, в особенности на уровне регионов. В России антимонопольная политика предусматривает проведение реформы естественных монополий, ускорение реформирования ЖКХ, повышение прозрачности и контроль инвестиционной и операционной деятельности государственных монополий; ограничение регулируемых цен и тарифов на их услуги уровнем целевой инфляции на очередной год;

• активизация механизмов рыночной конкуренции, увеличение объема конкурентного рынка в отраслях с присутствием естественных монополий, смягчение входа на рынок, пресечение ценовых сговоров, борьба с картельными и иными соглашениями, ограничивающими конкуренцию, поощрение биржевой торговли отдельными товарами и сырьем как торговли наиболее рыночного конкурентного типа;

• развитие производства и выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью на базе роста производительности груда, сокращения материальных затрат и прочих издержек производства, развития ресурсосберегающих технологий, снижения удельных затрат на единицу валового продукта. Развитие производства – ключевой фактор, действующий на стороне товарного предложения;

• чрезвычайно важным является рост производительности труда. Теодор Шульц, один из авторов теории человеческого капитала, указывал, что инфляцию можно победить продолжительным наложением общественных и частных ограничений, а также вниманием к стратегической политике производительности труда. Для серьезной модернизации необходимо от нынешних темпов роста производительности труда 3–4% дойти к 2018 г. до уровня 7% в год. Такие темпы роста уже достигались в предкризисный период 2006–2007 гг. Для решения этой задачи нужен ежегодный прирост инвестиций на 33% – 4 трлн руб. в год, или 6% ВВП. Однако это труднейшая задача, реализация которой пока возможна только в инновационных секторах. По долгосрочному прогнозу Министерства экономического развития производительность труда возрастет в 2020 г. в 1,5 раза по отношению к 2010 г., а в 2030 – в 2,3 раза;

• введение государственного контроля над ценообразованием в ряде ключевых секторов, включая административное ограничение цен либо узковариативные целевые установки по ценам на некоторые виды продуктов.