Регламентация направлений и форм сотрудничества по противодействию преступности

Основные направления и формы сотрудничества в сфере противодействия преступности регламентированы универсальными, региональными и двусторонними международно-правовыми соглашениями.

Анализ международных соглашений универсального характера позволил говорить о том, что в них отсутствуют группы норм, позволяющие говорить о четкой регламентации направлений сотрудничества. В отличие от этого формы сотрудничества между правоохранительными органами имеют четкое нормативное закрепление в соглашениях. К ним относятся, например: Конвенция ООН против коррупции (2003); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988) и др.

Основные направления и формы сотрудничества, закрепленные в международных соглашениях, заключенных на региональном и двустороннем уровне, имеют четкую регламентацию. К ним относятся: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959); Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990); Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001); Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (1999).

Осуществляются направления сотрудничества по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, прежде всего:

— насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

— экстремистской деятельности, в том числе террористической;

— преступлений против собственности;

— коррупции и проявлений организованной преступности;

— преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных преступным путем;

— торговли людьми, особенно женщинами и детьми, а также органами и тканями человека;

— незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, ядерных материалов;

— незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

— изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, документов, цепных бумаг, а также кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;

- преступлений, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности;

— преступлений, связанных с хищением и контрабандой предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность;

— преступлений на транспорте, в том числе незаконных актов, направленных против безопасности гражданской авиации и других видов транспорта;

— преступлений в сфере информационных технологий;

— преступлений, связанных с незаконной миграцией. Дополнительными направлениями сотрудничества на региональном уровне являются:

— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— идентификация неопознанных трупов и лиц, не способных но состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

— материально-техническое обеспечение деятельности сторон;

— научно-исследовательская деятельность, развитие информационных систем, специальных средств, техники и оборудования;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

— развитие спортивных и культурных связей;

— оказание содействия на договорной основе в лечении и санаторно-курортном оздоровлении сотрудников сторон и членов их семей.

К формам сотрудничества относятся:

— обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;

— исполнение запросов о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

— розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц без вести пропавших;

— разработка и принятие согласованных мер для предупреждения, выявления, пресечения или расследования преступлений и взаимоуведомления об этих мерах;

— обмен информацией о проведении мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях (карантины, массовые беспорядки, стихийные бедствия в приграничных районах государств);

— обмен информацией о новых технологиях совершения преступлений, а также о новых методах их выявления и расследования;

— розыск и возвращение в установленном порядке предметов, имеющих номера или специфические отличительные признаки, в том числе автотранспортных средств и огнестрельного оружия, а также цепных бумаг и паспортов (удостоверений личности);

— направление по согласованию между заинтересованными сторонами специальных формирований для оказания практической помощи в пресечении преступлений и в борьбе с их последствиями;

— обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций, семинаров и конференций;

— обучение и переподготовка специалистов;

— обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами; обмен па взаимовыгодной основе научно-технической литературой и информацией по вопросам деятельности сторон.

Анализ двусторонних межправительственных соглашений в сфере противодействия преступности показал, что они не затрагивают вопросов выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам. Однако в рамках международных двусторонних соглашений, заключенных не в рамках правительств и министерств, содержатся вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам. В настоящее время подобные договоры заключены Российской Федерацией с США, Республикой Корея и другими странами. Данные соглашения предусматривают следующий объем помощи, оказываемой по уголовным делам:

1) получение показаний и заявлений;

2) предоставление документов, материалов и других предметов;

3) вручение документов;

4) установление местонахождения и идентификация лиц и предметов;

5) исполнение запросов о проведении обысков и выемок;

6) передача лиц, содержащихся под стражей, для дачи показаний или для других целей, предусмотренных договором;

7) установление местонахождения и арест имущества с целью его конфискации, возмещения ущерба и взимания штрафов;

8) любая иная правовая помощь, не запрещенная законами запрашиваемой стороны[1].

Направления и формы, нашедшие отражение в международных соглашениях в сфере противодействия преступности, регламентированы по-разному в зависимости от групп преступлений, а также от целей и задач конкретного соглашения. К примеру, в рамках двусторонних соглашений по сотрудничеству в борьбе с организованной преступностью помимо перечисленных выше направлений указываются следующие:

— обмен представляющей взаимный интерес оперативной информацией о возможных контактах между организованными преступными объединениями и группами, действующими в обеих странах;

— сотрудничество в области выявления и исследования причин, процессов образования, динамики, структур и форм организованной преступности;

— обмен специалистами для проведения взаимных консультаций по конкретным вопросам;

— организация совместных встреч, совещаний, семинаров по проблемам и направлениям борьбы с организованной преступностью.

К формам такого сотрудничества относятся:

— планирование и осуществление координированных действий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений согласно национальному законодательству своих государств;

— розыск и возврат согласно национальному законодательству своих государств похищенных предметов, имеющих номера или специфические отличительные признаки, включая культурные и исторические ценности, автотранспорт и огнестрельное оружие, а также номерных ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности);

— обмен статистическими данными, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами, брошюрами, публикациями и результатами научных исследований в области борьбы с преступностью.

Формой двустороннего сотрудничества следует признать заключение соглашений о противодействии определенным видам транснациональной преступной деятельности (терроризму, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми и т.п.).

В международных соглашениях регионального характера по вопросам противодействия терроризму и экстремизму указываются следующие направления:

— развитие антитеррористического потенциала государств — участников соглашения;

— предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений террористического и экстремистского характера, а также минимизация их последствий;

— содействие неотвратимости наказания за преступления террористического и экстремистского характера;

— совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

— анализ факторов и условий, способствующих возникновению терроризма и экстремизма, и прогнозирование тенденций их развития и проявления на территориях государств — участников соглашения;

— оказание помощи в реабилитации лиц, пострадавших от преступлений террористического и экстремистского характера;

предотвращение использования или угрозы использования в террористических целях оружия массового уничтожения и средств его доставки, радиоактивных, токсичных и других опасных веществ, материалов и технологий их производства;

— противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности;

— противодействие терроризму на всех видах транспорта, объектах жизнеобеспечения и критической инфраструктуры;

— предотвращение использования или угрозы использования локальных или глобальных компьютерных сетей в террористических целях (борьба с кибертерроризмом);

— взаимодействие с гражданским обществом и СМИ в целях повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму;

— противодействие пропаганде терроризма и экстремизма;

— участие в антитеррористической деятельности международного сообщества, включая взаимодействие в рамках международных организаций и коллективных антитеррористических операций, объединение усилий в содействии формированию глобальной стратегии противодействия новым вызовам и угрозам под эгидой ООН;

— оказание содействия третьим государствам, заинтересованным в сотрудничестве с государствами — участниками соглашения в области борьбы с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях;

— совершенствование материально-технической базы борьбы с терроризмом и экстремизмом, разработка в том числе средств специальной техники и оборудования для оснащения антитеррористических подразделений.

Основными формами сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом являются:

— проведение по согласованию совместных и (или) скоординированных профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению терроризма и иных насильственных проявлений экстремизма;

— проведение по согласованию совместных и (или) скоординированных оперативных и оперативно-разыскных мероприятий, следственных действий, а также антитеррористических учений;

— обмен информацией в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, создание специализированных банков данных;

— оказание взаимной правовой помощи и выдача лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, а также финансирование терроризма в соответствии с национальным законодательством государств — участников соглашения;

— подготовка кадров и обмен опытом работы в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проведение совместных научных исследований проблематики терроризма и экстремизма[2] .