Военные преступления

В аспекте отношения к вооруженным конфликтам международное публичное право имеет два вектора развития:

1) запрещение применения и угрозу применения силы в процессе решения международных конфликтов (что нами рассматривается при комментировании понятия "агрессия");

2) регламентация осуществления военных действий, если уж таковые возникли в целях исключения применения "варварских" средств и методов, защиты гражданского населения и максимальной гуманизации такого в целом антигуманного явления, как война.

В итоге сформировалось достаточно автономное "право международных вооруженных конфликтов" как подотрасль международного публичного права. Под ним принято понимать совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права в период ведения военных действий, запрещающих или ограничивающих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию ее методов с целью защиты жертв вооруженных конфликтов[1].

Предписания данной подотрасли права регламентируют:

1) определение временны́х рамок вооруженного конфликта, порядок его начала и окончания (в том числе капитуляция, мирный договор, объявление войны);

2) пространственное ограничение военных действий (театр военных действий, нейтралитет, демилитаризованные зоны, оккупированные территории);

3) статус отдельных категорий лиц, причастных к военным конфликтам (комбатанты, военнопленные, гражданское население);

4) запрещение или ограничение оружия, причиняющего излишние страдания или имеющего неизбирательное действие (разрывные пули, мины- ловушки, снаряды с необнаруживаемыми осколками);

5) ответственность за нарушение правил ведения войны (наказание военных преступников, статус и процедура действия международного суда и т.д.).

Основополагающим принципом права вооруженных конфликтов является следующий тезис: право сторон вооруженного конфликта выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. Это конкретизируется следующими положениями: "потребности войны должны остановиться перед требованием человеколюбия", "запрещается применять оружие, способное причинить излишние страдания", "запрещается применять средства или методы ведения военных действий, которые способны причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде", "запрещается применять оружие неизбирательного действия, способное причинить вред гражданскому населению", "запрещается разрушение гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения, а также установок и сооружений, содержащих опасные силы (например, плотины, атомные электростанции и т.д.". Данные принципы в большей или меньшей степени отражены во всех международных документах, регламентирующих средства и методы ведения войны.

Непосредственным основным объектом данного состава преступления являются урегулированные нормами международного права общественные отношения, складывающиеся при использовании средств и методов ведения военных действий в целях гуманизации вооруженных конфликтов. В качестве дополнительных объектов может выступать широчайший спектр благ, интересов и отношений: жизнь, здоровье, половая свобода и неприкосновенность, достоинство личности, физическая свобода, собственность и т.д. В некоторых случаях приобретает юридическое значение и предмет преступного посягательства: территория государства, объекты гражданского бытового, культурного или культового назначения, жилые дома и т.д. (в зависимости от конкретного вида метода ведения войны, избранного субъектом преступления). Нередко юридическое значение приобретает фигура потерпевшего: комбатант, военнопленный, гражданское население оккупированной территории и т.д.

Международное регулирование правил ведения войны в новое время (если игнорировать куртуазную средневековую Европу) началось в 1868 г. принятием Декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль[2]. С этого момента международное право накопило колоссальный архив документов по определению допустимых средств и методов ведения войны в отношении:

– военнопленных (в частности, запрет наказания без должного судебного осуждения, требование гуманного обращения, соответствующего достоинству человека)[3];

– раненых (в частности, покровительство и защита медицинских учреждений любой из воюющих сторон)[4];

– использования взрывчатых веществ в воздухоплавании[5];

– прав нейтральных государств[6] (в частности, неприкосновенность территории нейтральных государств и запрет воюющим государствам пользоваться территорией нейтрального государства);

– бомбардировки приморских городов и портов (в том числе неприкосновенность объектов культа и культурных ценностей)[7];

– правил ведения воздушной войны (например, запрет нападения на спасающегося парашютиста до момента его приземления, запрет бомбардировки гражданских объектов, запрет вхождения в пределы нейтральных государств)[8];

– применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств (абсолютный запрет)[9];

– поведения подводных лодок в отношении торговых судов (так, потопить торговое судно можно лишь при условии обеспечения безопасности его экипажу, пассажирам и судовым документам)[10];

– защиты гражданского населения во время войны (в том числе обеспечение сирот, запрет на взятие заложников, унижений и оскорблений, коллективных наказаний, принудительной мобилизации)[11];

– защиты жертв международных вооруженных конфликтов (определение и запрет вероломства: симулирования переговоров, перемирия, сдачи в плен; медицинского учреждения; запрет подвергать медицинским и иным экспериментам несвободных граждан, даже с их согласия; запрет на беспощадность и даже намерения осуществления ее; запрет нападения на необороняемые местности; особая защита женщин, в том числе от изнасилований и понуждений к проституции)[12];

– защиты культурных ценностей[13];

– ограничения применения отдельных видов обычного оружия (запрет применения снарядов, чьи осколки не обнаруживаются при помощи рентгена, неизвлекаемых или необнаруживаемых мин, мин-ловушек, и которые не подлежат самодеактивации; полный запрет противопехотных мин)[14];

– регламентирования вооруженных конфликтов на море[15].

Наибольший вклад в решение данного вопроса внесла IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г., установившая следующие требования к воюющим сторонам:

а) военнопленные должны находиться во власти неприятельского правительства, а не частных лиц или отрядов; с ними надлежит обращаться человеколюбиво; их личные вещи, кроме оружия, остаются их собственностью; их нельзя привлекать к работам, относящимся к военным действиям, офицеров вообще нельзя привлекать к работам;

б) запрещается употреблять яд или отравленное оружие; предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; убивать сложившего оружие и сдавшегося неприятеля; объявлять, что пощады не будет; применять причиняющие излишние страдания оружия и вещества; пользоваться формой и флагом неприятеля, кроме случаев необходимости истреблять неприятельскую собственность; лишать судебной защиты подданных другой стороны; принуждать подданных другой стороны к действиям против своей страны; атаковать или бомбардировать незащищенные города, селения и жилища; отдавать на разграбление взятый приступом город и т.д.