Развитие в условиях депривации

Депривация (лат. deprivatio – потеря, лишение) означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека. В зависимости от того, чего именно лишен индивид, выделяют различные виды деприваций: материнскую, сенсорную, двигательную и др. В психологии наибольшее внимание уделяется материнской депривации, т.е. отсутствию матери (лица, ее заменяющего) или ненадлежащему выполнению ею материнской функции.

Исследования в данной области в отечественной психологии в основном базируются на изучении детей из детского дома (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, II. II. Толстых и др.). Учеными были сделаны важные выводы; как в развитии интеллектуальной и аффективной сфер, так и в особенностях поведения детей, воспитывающихся без семьи, имеется определенная специфика. Подобную специфику нельзя интерпретировать как отставание в психическом развитии. Она имеет качественно иной характер и проявляется, например, у младших школьников, в несформированности внутреннего, идеального плана действий, в связанности мышления, мотивации и поведенческих реакций внешней ситуацией. Все это приводит к возникновению импульсивности у таких детей, неумению опираться на собственное мнение, низкому творческому потенциалу. Как отмечают исследователи, для личности становится характерна не активная, а реактивная форма поведения, обусловленная не только лишением ребенка матери, но и тем обстоятельством, что жизнь в детском учреждении требует от личности несколько иных, чем в семье, функций для лучшей адаптации[1].

Влияние материнской депривации на развитие у детей психосоматических заболеваний

В зарубежной психологии материнская депривация широко исследовалась в русле теории объектных отношений (психоаналитическое направление). Ключевая идея здесь состоит в том, что нарушение ранних отношений ребенка с матерью влечет за собой появление у ребенка отклонений в эмоциональном развитии, поведении, развитие психосоматических заболеваний. Известный исследователь Рене Шпиц (1887–1974) полагал, что наиболее важным аспектом взаимоотношения матери и младенца является аффективный климат, который присутствует во время ухода за ребенком и кормления.

Французский психиатр Леон Крейслер приводит следующую классификацию психопатологий младенчества, где преобладающее место занимает эмоциональный дискомфорт малыша[2].

1. Соматически проявляющиеся расстройства: бессонница, анорексия (категорический отказ от еды), булимия (переедание), рвота, запор, понос, расстройства дыхания.

2. Нарушения развития: задержки и дисгармония в овладении речью, двигательными навыками, общением.

3. Расстройства, проявляющиеся в моторике: чрезмерная двигательная активность или, напротив, инертность, ритмическое раскачивание корпуса, вращение головой.

4. Умственно-душевные расстройства: депрессия, возбужденность, апатия, фобические расстройства и т.п.

Специалистами выделены типичные возрастные психосоматические проявления на различные неадекватные взаимоотношения с матерью. Например, желудочные колики наиболее характерны для младенцев одного-трех месяцев жизни (имеются в виду, конечно, физиологически здоровые дети). Во втором полугодии наиболее характерными становятся отклонения пищевого поведения (ребенок переедает или отказывается от еды). Спастический плач (внезапный, бурный) проходит на втором или третьем году жизни.

Варианты психосоматического реагирования младенцев на неадекватные взаимоотношения с матерью рассмотрим, основываясь на работах Л. Крейслера и Р. Шпица. Так, открытое отвержение матерью ребенка в экстремальном варианте может привести младенца к коме, в других случаях стать причиной повторяющейся рвоты. Тревожная гиперопека матери, т.е. слишком сильная обеспокоенность воспитанием малыша, приводит к появлению желудочных колик, а враждебность под маской внешней тревоги, т.е. бессознательное отвержение ребенка, которое проявляется в сильной тревоге за него, – к младенческой экземе.

При нарушении у матери материнской функции возможны два варианта ее взаимоотношений с ребенком:

1) постоянное колебание между баловством и враждебностью. После шести месяцев у таких детей наблюдается тенденция к постоянному раскачиванию в положении на четвереньках, а потом стоя;

2) периодические (до нескольких месяцев) колебания между баловством и враждебностью. В этом случае наблюдается такое нарушение развития, как игра с фекалиями и копрофагия (поедание фекалий).

Помимо возраста ребенка и его взаимоотношений с матерью, психосоматические проявления зависят от специфики темперамента ребенка, в частности от его активности либо пассивности: доминирование той или иной характеристики поведения отмечается уже в первый период жизни ребенка. При преобладании активности ребенок может проявлять нарушения сна, питания или дефекации. Такой ребенок будет, скажем, плохо кушать, несмотря на все старания взрослых, или же с трудом засыпать и часто просыпаться. Пассивности может соответствовать, например, пассивная форма тучности.

Анализируя вопрос о том, насколько психосоматика младенчества сохраняется в более поздних возрастах, следует отметить возможность полного излечения без дальнейшей патологии: это доказывает, что раннее детство отнюдь не предопределяет судьбу ребенка. Но вероятна и непрерывность соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста, что выявлено для некоторых форм астмы, тучности. Однако более серьезная опасность заключается в том, что у ребенка закрепится психосоматический способ реагирования на эмоциональный дискомфорт и тогда всякая эмоционально напряженная ситуация будет приводить к его болезни.