Развитие потенциала труда

Как происходит дальнейшая трансформация труда охотников и собирателей? Ведь это самая длительная стадия трудовой деятельности людей в истории человечества. Что послужило стимулом для изменения видов труда в сторону земледелия и скотоводства? Здесь нужно понимать, что некоторые общества так и остались обществами охотников и собирателей (особенно те, которые не имели тесных контактов с европейцами, например, австралийские аборигены, африканские бушмены, кубу в Индонезии и др.). В связи с этим для трансформации присваивающего хозяйства в производящее, видимо, требуются некоторые особые условия климатического, географического, технического, экономического, демографического и социального характера.

Технически трансформация видов труда объясняется так: собирательство развивалось по пути специализированного собирательства, когда так называемые собиратели урожая выделяют один или несколько видов растений для питания. Когда специализируются на собирательстве моно- растения, случайно или специально может произойти высаживание семян в землю, что дает возможность понять цикличность жизни растения (например, дикая кукуруза или рис). Сначала высаживание растений только сопровождает специализированное собирательство, но потом баланс смещается в пользу земледелия. Так из специализированного собирательства возникает экономическая культура — земледелие. Примерно так же из загонной охоты или охоты за стадом возникает скотоводство. Технически это проще, чем земледелие, которое требует оседлости; скотоводство не требует изменения привычного кочевого образа жизни.

Интересный факт.

Соседствующие с бушменами готтентоты занимались уже не охотой, а скотоводством. Их группы насчитывали гораздо больше членов — до 300—400 человек. Во главе каждого племени стоял вождь, которому приписывались сверхъестественные качества и власть которого была абсолютна и беспрекословна. Также у скотоводов развивалось начальное имущественное неравенство. Жили они на временных стоянках в круглых плетеных хижинах, крытых шкурами и расположенных по кругу, а внутрь этого круга загоняли скот (такой тип поселения голландцы называли краалями). Наряду с крупным рогатым скотом держали овец и коз. Уход за скотом был обязанностью мужчин, а домашнее хозяйство, в том числе и строительство хижин, — женщин. Каждая семья владела определенными животными. Так появляется собственность (именно как капитал; от лат. caput, capitis — голова; скот считается но головам, приносит приплод, т.е. прибыль для скотовода). Каждое животное знают но имени. Часто скот клеймят и украшают. Некоторые семьи владеют тысячей животных, а другие — всего несколькими (у племени масаи в Кении бедностью считается стадо менее 20 голов). Семьи большие и практикуется полигиния, скотоводство позволяет прокормить гораздо большее число людей на той же территории, чем собирательство или охота. Чем больше детей, тем больше работников и тем большее стадо можно содержать. Рацион питания у скотоводческих племен сильно меняется: господствует белковая пища, но не мясная, а молочный белок (кисломолочные продукты, знаменитый йогурт, как у тюркских племен), а также и животный — кровь животных. Кенийское племя каримойя обычно практикует такой способ: они выпускают до трех литров крови у буйвола в день, что практически безболезненно для животного. В скотоводческих племенах убивать скот запрещено, мясо добывается на охоте.

Если природа стабильно снабжает охотников и собирателей пропитанием, то у общества нет стимула изменяться. Такие общества могут сохраняться без изменения сколь угодно долго. Если населения становится больше, то войны между племенами разрешают эту проблему (так в состоянии устойчивого равновесия с природной средой существовали общества северо-американских индейцев до прихода белых завоевателей). Изменения возможны, если климатические условия препятствуют стабильной добыче пропитания, или, наоборот, благоприятствуют ей. Скорее всего для трансформации труда и жизни обществ охотников и собирателей значим второй вариант.

Важно понимать!

Земледельческие культуры возникают там, где местность особо богата дичью (у шумеров в долине Евфрата, у египтян в дельте Н ила, у китайцев в долине Хуанхэ). Излишек прибавочного продукта ведет к тому, что у людей появляется больше свободного времени, развивается культура, искусство, рациональное мышление. Остается продукт для содержания непроизводительных слоев общества. Усложняется социальная структура, растет размер общины. Э. Дюркгейм называл этот процесс увеличивающейся физической плотностью населения.

С точки зрения Э. Дюркгейма сегментарная структура (общество, состоящее из одинаковых сегментов) начинает разрушаться, возникает дифференциация общественного организма. Механическая солидарность примитивной группы трансформируется в органическую: общество уже может позволить некоторым членам заниматься другими видами труда (не только собирательством, но и выращиванием растений; не только охотой, но и скотоводством). Меняются религиозные формы сознания: вместе с анимизмом, тотемизмом, шаманизмом постепенно появляется политеизм. Все эти изменения постепенно создают возможность трансформации образа жизни: кочевой образ жизни сменяет оседлость, варварство — цивилизация, история примитивных обществ заканчивается, и наступает время древней истории, античности, но это уже более всего другая история.