Разрешительное производство в таможенном деле

Свидетельства, как и иные документы, применяемые в разрешительной системе для целей подтверждения права лица на осуществление каких-либо действий, предоставляются соискателям в определенном процессуальном порядке, именуемом разрешительным производством.

Разрешительное производство, являясь неотъемлемой частью административного процесса, обладает всеми признаками административных производств: носит государственно-властный характер, реализуется через нормы процессуального права, представляет собой определенную смену фаз и состояний, направлено на достижение юридического результата – решение вопроса о правовом статусе субъекта разрешительной системы.

Любой процесс представляет собой систему последовательных стадий. В данном случае стадию следует понимать как мероприятие (функцию, действие субъекта – участника административного правоотношения), имеющее место при выдаче свидетельства и обеспечении законности при осуществлении предпринимательской или внешнеэкономической деятельности в рамках, установленных ТК Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании. При этом следует помнить главное правило применения положений указанных нормативных актов по отношению к рассматриваемым субъектам таможенных правоотношений: ТК Таможенного союза утверждает базовые условия включения заинтересованных лиц в соответствующий реестр. Однако в соответствии п. 1 ст. 12, 18, 23, 28, 33, 38 данного Кодекса порядок включения в реестр соответственно таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, владельцев ТС, владельцев МВТ, уполномоченных экономических операторов определяется законодательством государств – участников Таможенного союза.

Для более детального раскрытия разрешительного производства в таможенном деле целесообразно представить стадии разрешительного производства в следующем виде.

Обязательные стадии разрешительного производства при оформлении свидетельств (мероприятия, непосредственно связанные с предоставлением свидетельств и дальнейшей деятельностью субъектов разрешительной системы):

а) возбуждение дела;

б) рассмотрение представленных документов и проверка соответствия субъекта установленным требованиям;

в) вынесение решения по делу;

г) надзор таможенных органов за соблюдением обладателем свидетельства при осуществлении соответствующего вида деятельности требований и условий, утвержденных Законом о таможенном регулировании.

Факультативные стадии разрешительного производства:

а) обжалование вынесенного решения;

б) исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

в) приостановление деятельности лица, являющегося обладателем свидетельства;

г) внесение изменений в выданное ранее свидетельство;

д) применение к обладателям свидетельств, являющимся нарушителями таможенных правил и условий осуществления предпринимательской деятельности, соответствующих мер административного воздействия.

В соответствии с особенностями административных правоотношений в рассматриваемом виде разрешительных процедур участвуют субъекты, делящиеся на властных и подвластных. Последние являются инициаторами возбуждения разрешительного производства и способствуют разрешению дела по существу.

В разрешительном производстве, имеющем место в сфере таможенного предпринимательства, в качестве властных субъектов участвуют только таможенные органы, в качестве подвластных – соискатели, исчерпывающий перечень которых указан в гл. 3 ТК Таможенного союза[1]. Можно сказать, что это обстоятельство является одной из особенностей разрешительного производства в таможенном деле.