Размещение и развитие отраслей потребительского сектора

Потребительский сектор экономики предназначен для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах (платных и бесплатных). Именно в потребительском секторе проявляется социально-экономическая эффективность хозяйственной и инновационной деятельности, ее конечный результат. Развитие сектора реализует записанный в Конституции РФ основополагающий принцип социального государства – обеспечение социальной ориентации рыночной экономики.

Структура потребительского сектора имеет региональные различия, связанные с демографическими, природными и социально- экономическими факторами. В Северном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Дальневосточном районах наблюдается преобладание производства продуктов питания, в остальных – непродовольственных товаров.

Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметах личного потребления. Выпускается также продукция производственного назначения (корд, технические ткани), которая используется в других отраслях промышленности. В состав легкой промышленности входят следующие отрасли:

• текстильная;

• швейная;

• кожевенная, обувная, меховая и др.

На территориальную организацию легкой промышленности существенное влияние оказывают сырьевой, трудовой и потребительский факторы. Для нее характерна также высокая территориальная концентрация производства и использование принципа комбинирования. Это в особенности относится к шелковой промышленности, где комбинаты выпускают 4/5 всей продукции.

Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами (выход льняной соломки составляет 1/5 исходного сырья, шерсти – 1/2), или в отраслях, где высока материалоемкость производства (льняная промышленность). Размещение кожевенного производства целиком зависит от мясной промышленности.

В зависимости от степени преобладания сырьевого или потребительского фактора все отрасли легкой промышленности (кроме первичной обработки сырья) делятся на три группы:

• с одновременной ориентацией на сырье и потребителя – шерстяная, шелковая, пенькоджутовая, трикотажная;

• с ориентацией на потребителя – хлопчатобумажная, обувная, швейная;

• с ориентацией на сырье – льняная.

Ведущей отраслью легкой индустрии по объему производства и числу занятых является текстильная промышленность. Она включает первичную обработку сырья, производство всех видов тканей, трикотажа, текстильной галантереи, нетканых материалов и других изделий на основе волокнистого сырья.

Основное производство ориентируется на трудовые ресурсы, квалификационные навыки и по-прежнему сосредоточено в Центральном районе, который обеспечивает 92% общероссийского выпуска хлопчатобумажных тканей. Особенно выделяются Ивановская (Иваново, Шуя, Кинешма), Московская (Москва, Орехово-Зуево), Тверская (Тверь, Вышний Волочек) и Владимирская (Ковров) области.

Второе место по объему вырабатываемой продукции занимает шелковая промышленность – около 8% выпуска в стране. По производству шелковых тканей Россия входит в десятку ведущих стран мира. В связи с широким использованием в качестве сырья искусственных и синтетических волокон зависимость от поставок натурального сырья из Средней Азии, Закавказья, Молдавии и с Украины, где разводят тутовый шелкопряд, сведена до минимума.

Исторически производства шелковых тканей сконцентрированы в Центральном районе. Основные предприятия сосредоточены в Москве и Московской области (Наро-Фоминск, Павловский Посад, Орехово-Зуево). Действуют предприятия в Кораблино (Рязанская область), Киржаче (Владимирская область), Ярославле, Твери.

Льняная промышленность – старейшая и исконно русская отрасль текстильного производства. В структуре выпуска тканей она занимает третье место (около 5% тканей в России), изготовляя примерно в равном соотношении ткани бытового назначения, технические и тарные. Отличительной особенностью отрасли является относительная обеспеченность собственной сырьевой базой. Возделывание льна-долгунца, заготовки льноволокна, выпуск тканей в силу высокой материалоемкости производства сосредоточены в Центральном, Северо-Западном, Северном и Волго-Вятском районах. Крупные центры льняной промышленности Центрального района – это Кострома, Нерехта, Смоленск, Вязьма и др.

Льняные ткани выпускаются также в Псковской (Псков, Великие Луки), Вологодской (Вологда) областях, Алтайском крае (Бийск), Нижнем Новгороде, Казани, Кирове и Екатеринбурге.

Шерстяная промышленность выпускает разнообразные изделия: камвольные и суконные ткани, ковры, платки, пряжу для трикотажа и др. На долю шерстяной промышленности приходится 2,3% выпуска тканей в стране. По общему объему производства шерстяных тканей Россия занимает 10 место в мире.

Трикотажная промышленность получила развитие во всех регионах страны с ориентацией главным образом на районы потребления. В отличие от других отраслей текстильной промышленности ее продукцией в основном являются готовые изделия, а также трикотажное полотно. В качестве сырья помимо натурального все шире используются химические волокна.

Ведущим районом остается Центральный, где сконцентрированы 1/2 производства чулочно-носочных и 1/5 трикотажных изделий, значительную часть продукции дают Волго-Вятский район, Урал и Поволжье.

Швейная промышленность – вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Она отличается более свободным характером размещения и теснее связана с потребителем.

Отрасль представлена в каждом экономическом районе и вместе с тем отличается высокой территориальной концентрацией производства, так как более 1/4 выпуска швейных изделий приходится на два района: Центральный и Северо-Западный.

Среди отраслей легкой индустрии кожевенно-обувной и меховой промышленности принадлежит третье место.

Меховая промышленность включает сырейно-красильное и скорняжно-пошивочное производство, где осуществляются выделка, крашение и отделка различных видов пушнины и мехового сырья и изготовление из них различных изделий. Сырьевую базу меховой промышленности составляют овцеводство, звероводство, пушной (охотничий) и зверобойный промыслы.

Другим крупных элементом потребительского сектора является комплекс продовольственных отраслей промышленности.

Переход к рыночной экономике требует новых методов по организации продовольственного рынка как сложной экономической системы, в которой взаимодействуют многие элементы, присущие рыночным отношениям.

Продовольственный рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продовольственных товаров, характеризующихся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании ресурсов.

Продовольственный рынок представляет собой сложную систему. Состав и структуру продовольственного рынка можно классифицировать по различным признакам:

• по отраслевому;

• региональному;

• каналам реализации продовольственных товаров.

Это дает возможность в составе всего продовольственного рынка выделить рынки отдельных товаров и рынки регионов для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по отдельным видам пищевой продукции, регионам.

По отраслевому признаку могут быть выделены товарные рынки: мяса и мясопродуктов, сахара, растительного масла, кондитерских изделий рыбы и рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, сахара, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, алкогольных напитков и др.

Под товарным (отраслевым) рынком понимается рынок какого-либо конкретного товара (например, сахара) или группы товаров (например, кондитерских изделий), в котором входящие в него продукты связаны между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

При переходе к рынку в Российской Федерации осуществляется формирование и развитие продовольственного рынка, адекватного рыночной экономике.

В переходный период продовольственный рынок приобретает различные формы, появляются новые каналы реализации продовольственных товаров. По каналам реализации его можно подразделить на организованный и неорганизованный.

Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную сеть магазинов, палаток, предприятий общественного питания. К этой категории относится также реализация продовольственных товаров населению непосредственно пищевыми предприятиями.

Неорганизованный рынок охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, продовольственных товаров как произведенных в Российской Федерации, так и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья в порядке свободной торговли в специально отведенных местах, либо на улицах, площадях и других местах.

Каналы реализации различают но их видам: 1) предприятие – покупатель; 2) предприятие – розничный торговец – потребитель; 3) предприятие – оптовик – розничный торговец – потребитель; 4) предприятие – торговый агент – оптовик – розничный торговец – потребитель.

Государственное регулирование продовольственного рынка в переходный период, как показывает практика работы предприятий агропромышленного комплекса, требуется в гораздо большей степени, чем в условиях рыночной системы со всеми звеньями инфраструктуры, стабильной валютой, сбалансированным бюджетом и наличием хозяйственных систем, адекватных условиям цивилизованного рынка.

Деятельность многих перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей в настоящее время является убыточной, несмотря на рост цен на продовольственные товары и сырье. Отчасти это можно объяснить тем, что хозяйственные руководители и трудовые коллективы в целом еще не научились работать в новых условиях. Однако это все же не главная причина экономического кризиса, который характеризуется длительным спадом производства и инфляцией, снижением реальных доходов основной части населения.

Главная причина продолжающегося кризиса в том, что отечественным товаропроизводителям – основным субъектам рыночной экономики – еще не созданы необходимые условия и предпосылки, при которых они могли бы устойчиво и эффективно работать на динамичном рынке. До сих пор реформы не были в должной степени нацелены на решение этой ключевой задачи. В то же время обвальное освобождение цен, полная либерализация внешней торговли, обложение многих товаропроизводителей чрезмерно высокими налогами, создали небывалые трудности для производства продовольственных товаров, лишили большинство перерабатывающих предприятий возможности производить неотложные инвестиции.

Перерабатывающие предприятия были вынуждены снизить объемы переработки продукции, что в итоге сказалось и на состоянии сельского хозяйства. Причем такие явления происходят на фоне совершенно недостаточного рациона питания, который и в прежние годы по структуре значительно отставал от мировых стандартов.

Социально направленный рынок может быть создан при условии оптимального сочетания рыночных методов хозяйствования с государственным регулированием важнейших экономических и социальных преобразований. При этом цели и функции государственного регулирования реализуются как в масштабе государства, так и на уровне предприятий.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государств. В качестве примера назовем налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

Методы косвенного регулирования проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономические решения. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики государства.

Преимущества данных методов воздействия на продовольственный рынок заключаются в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вносят неожиданный дисбаланс в состояние динамичного равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер и их восприятием продовольственным рынком.

Эффективность государственной политики зависит от обоснованного гибкого дифференцированного подхода к регулированию и поддержке продовольственного комплекса. Государство должно поддерживать прежде всего те предприятия, у которых более высокая отдача от вложенных средств. Для восстановления паритетности обмена необходимо прямое государственное регулирование цен и тарифов естественных монополий.