Расширение услуг по долгосрочному уходу

В последние 15 лет во многих европейских странах совершенствовались системы по долгосрочному уходу пожилых лиц. Эта проблема приобретает все большую актуальность в связи со старением населения. Прогнозируется, что в странах – членах ЕС к 2060 г. старение приведет к росту расходов от 7,0 до 8,5% ВВП.

Считается, что оказание услуг лицам, нуждающимся в долговременном уходе, предпочтительнее оказывать на дому или в местных поликлиниках с позиций не только более гуманного к ним отношения, но и менее затратных способов, чем в больницах, домах престарелых или других учреждениях подобного рода. С этой целью, например, в Исландии предусмотрен персональный уход за престарелыми, что позволяет им проживать у себя дома. Португалия делает упор на более активное участие семьи в уходе за престарелыми и больными гражданами при поддержке социальных служб и учреждений здравоохранения. В Словакии принят новый закон, который касается долгосрочного ухода за лицами с хроническими заболеваниями но месту проживания, включая новые формы обслуживания на дому.

В 1995 г. Германия ввела закон о долгосрочном уходе, в который в 2005 и 2007 гг. были внесены существенные поправки. Они, в частности, предусматривают совершенствование механизмов социальной защиты:

– пересмотрен уровень взносов в систему социального страхования долгосрочного ухода для застрахованных лиц с детьми и бездетных;

– облегчен доступ к уходу для пожилых людей, страдающих старческим слабоумием и психическими расстройствами, а также увеличены денежные пособия для этой категории застрахованных;

– принят ряд мер, стимулирующих семейный уход за престарелыми, для чего можно получить полугодовой неоплачиваемый отпуск (на предприятиях, где работает 15 и более сотрудников) при сохранении медицинской и пенсионной страховки, а также получить кратковременный неоплачиваемый отпуск до 10 дней для ухода за престарелым членом семьи при ухудшении состояния его здоровья.

Успешность мер по расширению услуг но долгосрочному уходу, как правило, зависит от двух ключевых факторов: наличия членов семьи, которые имеют возможность обеспечить уход, и численности работников служб ухода на дому. Следует отметить и существенные проблемы в этой сфере: существующую тенденцию по увеличению уровня занятости среди женщин, что создает проблемы по уходу на дому, а также низкую заработную плату данных работников. В конечном итоге расширение ухода на дому за престарелыми и больными гражданами требует увеличения их зарплат и повышения престижа подобного труда.