Распределение экологических полномочий в федерации и конфедерации

В регулировании природоохранных и природоресурсных отношений немаловажное значение имеет не только закрепление экологических функций государства, но и их распределение по институтам, ветвям публичной власти в федеративных государствах.

Так, в ФРГ федеральными водными путями управляют ведомства. Во внутреннем судоходстве государство решает задачи, выходящие за пределы одной земли. Управление федеральными водными путями, если они проходят по территории одной земли, может передаваться одной земле с правом управления по поручению. При управлении, расширении и сооружении новых водных путей принимаются во внимание требования охраны ландшафтов и водного хозяйства.

Федерация имеет право издавать основополагающие предписания но вопросам охотничьего дела, охраны природы и поддержания ландшафтов; отведения земель, организации территорий и водоснабжения; охраны немецкого культурного наследия от вывоза за границу.

ФРГ участвует в выполнении землями их задач, если эти задачи имеют значение для всего общества и участие Федерации необходимо для улучшения жизненных условий, в частности аграрной структуры и защиты береговой линии. Европейский Суд признал ответственность федерации за состояние природоохранной деятельности земель в случаях трансграничного загрязнения последними прилегающих территорий других стран, что дало повод к усилению централизованных функций федерального министерства атомной энергетики и охраны окружающей среды.

В Австрийской Республике к ведению федерации относятся горное право; лесное хозяйство, включая пастбища; водное право; регулирование состояния и ОГЛАВЛЕНИЕ водохранилищ в целях обеспечения безопасности при половодьях, а также для судоходства и лесосплава; строительство и ОГЛАВЛЕНИЕ плотин, водных путей.

В Австрии к ведению федерации относится законодательство, а к ведению земли – исполнительная деятельность по вопросу проверки на совместимость с окружающей средой проектов, предполагающих значительное воздействие на окружающую среду; если существует необходимость в издании единых предписаний, то требуется одобрение таких проектов.

К ведению федерации в Австрии относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли – издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность по вопросам природных источников; земельной реформы, в частности земельных преобразований; защиты растений от заболеваний и вредителей.

Подробному регулированию подвергаются окружающая среда и пространственное планирование в Конституции Швейцарской Конфедерации. Здесь предусматривается компетенция Союза, который:

– издает предписания об охране человека и окружающей его природной среды от вредных или обременительных воздействий; об избежании таких воздействий (расходы по их избежанию и устранению несут виновные);

– устанавливает принципы пространственного планирования, которое возлагается на кантоны и служит целесообразному и экономному использованию земли и упорядоченному заселению страны; поощряет и координирует эти усилия кантонов и сотрудничает с ними;

– заботится об экономном использовании и охране водных ресурсов, а также о воспрепятствовании вредным воздействиям воды; устанавливает принципы сохранения и выявления водных ресурсов, использования вод для производства энергии и в целях охлаждения, а также другого вмешательства в кругооборот воды;

– издает предписания об охране вод, обеспечении соразмерных количеств остатков воды, о гидротехническом строительстве, о безопасности водонапорных сооружений и о воздействии на осадки; имеет право использовать воды для транспортных предприятий, уплачивает за это сбор и возмещает причиненный вред;

– решает вопрос о правах на международные водные ресурсы и связанные с этим сборы с привлечением соответствующих кантонов; принимает решение, если кантоны не могут прийти к соглашению относительно прав на межкантональные водные ресурсы; заботится о выполнении защитных, экономических и социальных функций лесов; устанавливает принципы охраны лесов; поощряет мероприятия по сохранению лесов;

– при выполнении своих целей учитывает интересы охраны природы, ландшафтов, исторических мест, а также памятников природы и культуры, сохраняет их в первозданном виде, если этого требуют интересы общества; может поддерживать усилия по охране природы и родного края и приобретать по договору или посредством изъятия объекты, имеющие общегосударственное значение;

– издает предписания для охраны животного и растительного мира и для сохранения их жизненного пространства в естественном многообразии; защищает находящиеся под угрозой уничтожения виды животного и растительного мира от истребления; устанавливает принципы осуществления рыболовства и охоты, в особенности в целях сохранения многообразия видов рыб, млекопитающих и птиц;

– издает предписания об охране животных; регулирует ОГЛАВЛЕНИЕ животных и уход за ними; опыты на животных, употребление животных; ввоз животных и продуктов животного происхождения; торговлю животными и их транспортировку; умерщвление животных;

– заботится о том, чтобы сельское хозяйство сохраняло естественные основы жизни и поддерживало культурный ландшафт; пополняло крестьянские доходы прямыми выплатами в целях компенсации за произведенную продукцию при условии доказанности выполнения экологических требований;

– поощряет экономически целесообразными стимулами формы производства, особо близкие к природе, сберегающие окружающую среду и животный мир; охраняет окружающую среду от вреда, причиняемого чрезмерным использованием удобрений, химикалиев и других материалов; издает предписания о борьбе с заразными, широко распространенными или злокачественными болезнями людей и животных; о защите от ионизирующего излучения.

Предусматривается также совместная компетенция Союза и кантонов, которые: стремятся к уравновешенному на продолжительное время соотношению между природой и ее способностью к обновлению, с одной стороны, и воздействием на нее человека – с другой; при выполнении задач учитывают требования пространственного планирования; охраняют болота и болотистые ландшафты особой красоты.

К компетенции кантонов относятся: исполнение предписаний Союза об охране окружающей среды и животных, если закон не сохраняет это исполнение за Союзом; распоряжение водными ресурсами; в пределах, предусмотренных союзным законодательством, взимание сборов за водопользование; охрана природы родного края.