Водоемы, русла рек, курганы, рощи, пустоши, пути миграции птиц и животных.

С одной стороны, это раскрывает определяющее влияние объективной организации на цели, средства и формы того, что разрабатывает и пытается осуществить человек. В непонимании или игнорировании этого положения кроется большинство противоречий функционирования и развития современного мира — использование возобновляемых природных ресурсов и просчеты в деятельности человека, последствия которой далеко не всегда можно адекватно оценить и соответствующим образом учесть или компенсировать [7, 92]. Такое понимание окружающего еще раз подчеркивает стратегически важное, всеобщее значение исследования единых организационных начал и применения этих знаний в самых разнообразных, практически во всех, сферах деятельности человека.

Ветряные или приливные источники получения энергии, парниковый эффект.

Вместе с тем человек далеко не всесилен, его возможности, а значит средства и, самое главное, цели функционирования и развития ограничены условиями объективной организации. Природа всех социальных процессов и систем изначально носит двойственный объективно-субъективный характер. Основным элементом и главным организатором этих процессов и систем является человек, а цель их формирования, функционирования и развития — комплексное и эффективное решение стоящих перед человечеством задач. Это обусловливает особое значение комплексного исследования всего спектра проявлений организации и применения полученных знаний в формировании, функционировании, развитии и управлении социальными процессами и системами.

Информация, государство, производство, конкуренция, политическая власть.

Любые знания человечества сами по себе, а значит и процесс их получения, накопления, систематизации, анализа и т.д., изначально имеют интеллектуальную природу, то есть представляют собой форму проявления моделей интеллектуальной организации [8, 65]. Наблюдения и впечатления индивидуума, их накопление и систематизация формируют его представление о происходящем как взаимосвязь и взаимозависимость определенных составляющих знания.

Более того, посредством интеллектуальной организации человек воспринимает происходящее, постигает его сущность и сравнивает самые разнообразные явления и события. Именно сравнение и постоянно осуществляемый индивидуумом на его основе анализ происходящего являются основным источником формирования его отношения к окружающему миру, выбора позиции, разработки и реализации той или иной модели поведения. Причем здесь такие способности интеллектуальной организации индивидуума, как быстрота и адекватность понимания происходящего, выбор и осуществление необходимой программы реагирования на него, порой вообще определяют потенциал самосохранения индивида.

Управление авиалайнером, автомобилем, станком.

Наконец, вся планируемая индивидуумом целенаправленная деятельность и, собственно, цель его функционирования и развития представляются определенной моделью интеллектуальной организации. Именно в этом проявлении значение организации как структурно-методической основы получения, отражения и применения знаний о принципах, формах и способах построения и представления процесса целенаправленного функционирования в любой области знаний и сфере деятельности раскрывается наиболее полно и убедительно.

План проведения, программа действий.

В самом общем, прагматическом восприятии, понимании и применении термин "организация" непосредственно связан с необходимостью отражения наших обыденных представлений о формах, структурах, последовательностях и конструкциях построения любых материальных и интеллектуальных, объективных и субъективных, а в реальном мире — смешанных процессов и систем [14, 84]. В сознании человека именно организация ассоциируется с основными формами и образами, через которые люди ежедневно и непосредственно воспринимают окружающий нас мир, оценивают его и воздействуют на него.

Организация (от франц. organisation — формирование устройства) — представление о модели устройства процесса или системы.

Многообразие восприятия и употребления термина "организация" вызывает необходимость серьезных научных исследований форм и содержания его выделения, понимания и применения, что неоднократно подчеркивалось одним из основоположников "всеобщей организационной науки" А. А. Богдановым [6, 7|. Его особая заслуга заключается в том, что в своем фундаментальном научном труде "Тектология" он впервые выделил, обосновал и подчеркнул значение исследования такой определяющей характеристики организации, как "всеобщность". Именно в ней А. А. Богданов и его многочисленные последователи обнаруживают основополагающие условия и огромный потенциал формирования, становления и развития всеобщей системы организационных наук, определяющих и представляющих единые, общие для всех объектов и предметов исследования аспекты организации процессов и систем.

Такая основополагающая характеристика организации, как всеобщность, приводилась во введении настоящего учебника и еще не раз будет выделяться и рассматриваться в дальнейшем с самых разных точек зрения. Здесь же можно ограничиться пониманием следующего.

Вывод.

Организация имеет непосредственное "органичное" отношение к формированию, функционированию, развитию и представлению всего, что окружает человека и составляет его жизнедеятельность.

Научные идентификация, классификация и формализация комплекса понятий организации становятся основой разработки, построения и применения современного инструментария исследований. Такое основополагающее значение формирования и использования стройных научных представлений о сущности и содержании организации процессов и систем объективно обусловливает выделение и становление самостоятельной науки теории организации.

Собственно, как самостоятельная наука организация определяется далеко не всеми. Скептики чаще воспринимают ее только как способ или инструмент, признавая при этом, что на его основе или с его помощью объективно складывается или целенаправленно строится любая материальная и интеллектуальная система [11, 50]. Но именно это признание и позволяет сделать вывод о том, что теория организации ложится в основу разработки и представления любой пауки как системы знаний и процесса их сбора, обработки и представления. Такой творческий по своему содержанию процесс индивидуально организуется в сознании ученого, практика, каждого человека с тем, чтобы, в конечном счете, интегрироваться в общую систему знаний цивилизации.

Вместе с тем сторонники прагматического подхода к определению понятия организации достаточно убедительно обосновывают свое прикладное понимание и проявление ее сущности. С их позиции, организация неизбежно приобретает и развивает свое практическое значение прежде всего как инструмент построения целенаправленного процесса трудовой деятельности человека |2, 451.

Подобный подход послужил одним из источников обоснования и введения в употребление в новом научном языке такого необходимого специального термина, как "организовывание" [57, 77]. Им обозначается управленческая функция, практическая деятельность по формированию и обеспечению функционирования и развития организации всем необходимым. В таком понимании это определение представляет собой практическую интерпретацию дефиниции 1.3. Естественно, что наиболее полно и всесторонне такое прагматическое, прикладное значение организации раскрывается в процессе материального производства и управления им.

С одной стороны, это обусловлено многофакторным, сложным, динамичным характером производственного процесса, в котором работником технологически объединяются определенные предметы и средства с целью получения конкретных продуктов труда. Понятно, что здесь собственно организация технологического или управленческого процесса представляет собой сложную, многофункциональную, инвариантную задачу [46, 88].

С другой стороны, общественный характер производства, обусловленный требованиями достижения необходимого уровня его эффективности и качества продукции, ставит задачу организации взаимодействия отдельных работников. Организация обеспечивает здесь эффективное решение конкретных профессионально-квалификационных задач разделения, специализации, распределения и кооперации общественного труда, что также осуществляется многофакторно и инвариантно [2, 41].

Накопление и применение этих знаний на практике позволяют разработать и выстроить технологический процесс производства и управления, на основе и с целью обеспечения которых создается и функционирует промышленное предприятие как организация. Это позволяет сделать вывод о том, что любая производственная система формируется и функционирует с целью организации осуществления в ней технологического, экономического, управленческого и других процессов.