Прямые и обратные связи в системе управления

При позиционировании процессов управления как вертикальных процессов подчеркивается существенность следующих моментов (рис. 14.5).

1. Выделение субъекта и объекта управления.

Рис. 14.5. Прямые и обратные связи в системе управления

2. Рассмотрение процессов управления:

o как реализуемого через прямые связи целенаправленного воздействия на объект со стороны субъекта;

o реализуемого через обратные связи процесса учета и оценки результатов воздействия;

o реализуемого через прямые и обратные связи регулирования воздействия субъекта на объект.

Представление циклов функционирования системы управления в модели СПРУКАР

Для представления процессов функционирования систем управления используется понятие управленческого цикла функционирования системы (управленческого цикла), т.е. модели, описывающей процесс управления как циклическое повторение типовых этапов. На рис. 14.6 показано выделение этапов управленческого цикла в модели СПРУКАР: сбор информации - планирование - реализация - учет - контроль - анализ - регулирование. Выделенные этапы управленческого цикла часто понимаются как основные функции системы управ

Рис. 14.6. Пример модели типовых этапов управленческого цикла СПРУКАР

ления. В какой-то части эти функции выполняются субъектом, а в какой-то части - объектом управления.

Пример. Этапы (функции) управленческого цикла СПРУКАР.

1. Сбор и анализ информации для выработки и принятия управленческого решения.

2. Планирование действий - разработка и принятие управленческого решения.

3. Реализация - организация исполнения, в том числе мотивация его исполнителей и исполнение управленческого решения.

4. Учет результатов реализации управленческого решения.

5. Контроль - сравнение факта с намеченными результатами и построение контрольных индикаторов, оценивающих степень их реализации.

6. Анализ - выявление и анализ причин отклонения от намеченных результатов.

7. Регулирование хода исполнения управленческого решения, коррекция (при необходимости) ранее принятых решений, применение к исполнителям предусмотренных мотивационных воздействий с целью усиления выявленных положительных тенденций и нейтрализации отрицательных.

Этапы цикла функционирования системы управления взаимосвязаны. Связи можно выделить и описать, классифицировать на прямые и обратные. Для того чтобы показать исполнителей этапов, в описание можно включить субъект-объектное представление компании. В результате получится эскизное представление модели функционирования системы управления (рис. 14.7).

Рис. 14.7. Модель функционирования системы управления по циклу СПРУКАР:

С тем чтобы детализировать описание участия в процессе функционирования субъекта и объекта управления, можно поступить следующим образом (рис. 14.8).

1. Детализировать состав каждого этапа па подфункции до такого уровня, что каждая подфункция может быть отнесена либо к объекту, либо к субъекту.

2. Представить модель типовых этапов управленческого цикла с детализацией на подфункции и разнесением по субъекту и объекту управления.

Рис. 14.8. Функциональная детализация и позиционирование по уровням субъект-объект цикла СПРУКАР:

О - функциональное наполнение этапов цикла управления

Если теперь прописать связи между подфункциями, то получим описание управленческой процедуры (рис. 14.9).

Подфункции субъекта управления могут продолжаться детализироваться до тех пор, пока не удастся однозначно разнести их между исполнителями от субъекта управления. На таком уровне детализации описание модели превращается в рабочую процедуру управления.

Другие примеры корневых моделей циклов управления

Единой структуры состава этапов управленческого цикла, т.е. функций управления, нет. В разных традициях и практиках применяются различные типологии.

Рис. 14.9. Иллюстрация детализации цикла СПРУКАР до уровня процедур

В примере, описанном в начале прошлого века Файолем, выделено пять функций (этапов) управленческого цикла (рис. 14.10).

1. Планируй.

2. Организуй (исполнение плана).

3. Контролируй.

4. Координируй.

5. Мотивируй.

Рис. 14.10. Пример корневой модели цикла управления Файоля

Если сравнить модуль управленческого цикла Файоля с моделями СПРУКАР, то обращает на себя внимание выделение мотивации в качестве отдельного этапа. Файоль стремился подчеркнуть необходимость и приоритетность мотивационной составляющей для эффективной реализации целей управления.

Из системы менеджмента качества выросла и повсеместно используется типология цикла управления, известная как цикл Деминга, или цикл РОСА (рис. 14.11).

Рис. 14.11. Пример корневой модели цикла РОСА