Проверка исполнения законов в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, а также в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО.

В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ на территории учреждений, исполняющих наказания, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, могут содержаться только в специально оборудованных помещениях, функционирующих в режиме СИЗО (ПФРСИ), которые могут быть созданы только приказом Министра юстиции РФ. В связи с этим при проверке прокурор должен четко установить границы территории ПФРСИ и пресекать как факты содержания подозреваемых и обвиняемых в помещениях, не относящихся к ПФРСИ, так и факты размещения осужденных в камерах ПФРСИ. Недопустимо оставлять без внимания использование администрацией исправительного учреждения помещения, функционирующего в режиме СИЗО, не по прямому назначению.

Действие Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ распространяется в полном объеме на ПФРСИ. Прокурор должен следить за тем, чтобы подозреваемым и обвиняемым были созданы условия содержания в соответствии с положениями указанного нормативного правового акта. Необходимо иметь в виду, что выполнение работ по хозяйственному обслуживанию указанных помещений производится осужденными исправительной колонии, на территории которой они расположены, с соблюдением требований закона об изоляции и раздельном содержании лиц различных категорий.

Возможности оставления осужденных в ПФРСИ для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию закон не предусматривает. При выявлении подобных фактов прокурор обязан немедленно их пресекать. Порядок оставления осужденных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию и исполнения в отношении данных лиц наказания регулируется УИК. В связи с этим, проводя проверку соблюдения законов и прав таких лиц, прокурор использует методику проверки исправительной колонии общего режима.

В то же время существует ряд важных особенностей, которым следует уделить особое внимание при проверке. Прежде всего, прокурор устанавливает наличие предусмотренных ст. 77 УИК оснований оставления осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Необходимо пресекать факты оставления в СИЗО осужденных, которым определено исправительное учреждение строгого режима, или ранее отбывавших лишение свободы, а также перевода их в порядке ст. 81 УИК из другого исправительного учреждения или СИЗО. Фактическим основанием для оставления осужденного в СИЗО служит приказ начальника учреждения. Посредством ознакомления с соответствующим номенклатурным делом прокурор удостоверяется в наличии такого приказа.

В ходе проверки прокурор должен выяснять, отвечают ли условия размещения осужденных указанной категории требованиям, предусмотренным ст. 77 УИК. Необходимо реагировать на случаи содержания этих осужденных в запираемых камерах.

Привлечение осужденных к труду осуществляется в соответствии с требованиями УИК и ТК. Прокурору следует обращать особое внимание на факты использования указанных лиц на работах, к которым они не могут быть допущены, исходя из требований приложения № 8 к Правилам.

Правовой статус осужденных указанной категории, закрепленный в УИК, предполагает необходимость привлечения к труду каждого осужденного, оставленного в СИЗО. В случае выявления лиц, не занятых на работах по хозяйственному обслуживанию СИЗО, необходимо ставить вопрос о направлении их для отбывания наказания в исправительное учреждение. Также следует требовать направления в исправительное учреждение осужденных, отбывавших наказание в обычных условиях и признанных злостными нарушителями.

Требования ст. 103 УИК об оплате труда осужденных, отработавших определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших норму выработки, не менее чем в минимальном размере в полном объеме распространяются на осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. При проведении проверки соблюдения трудовых прав осужденных прокурору необходимо уделять внимание вопросам охраны труда и техники безопасности, не ограничиваясь изучением только служебной документации и статистических данных, выявлять факты укрытия несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, от учета. Условия труда следует проверять путем обхода и осмотра рабочих мест, в том числе с привлечением специалиста.

В связи с тем что функция воспитательной работы не является для администрации СИЗО основной, прокурор в ходе проверки должен выяснять, соблюдаются ли администрацией СИЗО требования закона о воспитательном воздействии на осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. С этой целью надлежит устанавливать, как организована работа начальника отряда с осужденными, созданы и функционируют ли самодеятельные организации, проводятся ли воспитательные мероприятия.

Следует изучить вопросы обеспечения администрацией СИЗО установленного порядка и своевременности освобождения осужденных, имея в виду, что осужденный подлежит освобождению в порядке ч. 5 ст. 173 УИК.

В качестве самостоятельного направления прокурорской проверки в СИЗО может быть выбрано соблюдение требований закона применительно к транзитно-пересыльным пунктам (ТПП), необходимость создания которых была предопределена Федеральным законом от 03.05.2012 № 45-ФЗ. Согласно ч. 7 ст. 76 УИК ТПП могут создаваться для временного содержания осужденных, следующих к месту отбынания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Осужденные содержатся в ТПП на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 76 УИК. При этом предельный срок содержания осужденных в ТПП составляет не более 20 суток. Порядок создания, функционирования и ликвидации ТПП определяется Минюстом России.