Проверка исполнения законов при исполнении наказания в виде ограничения свободы.

Ограничение свободы введено как альтернативное лишению свободы наказание. Его ОГЛАВЛЕНИЕ в соответствии со ст. 53 УК состоит в установлении судом осужденному ряда правоограничений, которые будут указаны ниже. Исполнение ограничения свободы законом возложено на УИИ.

Не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) инспекция по месту жительства осужденного вручает ему официальное уведомление о необходимости явки в УИИ для постановки на учет. В свою очередь, осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в инспекцию по месту жительства для постановки на учет. В день явки осужденного инспекция проводите ним первоначальную беседу.

Законом определены разные подходы к исчислению начала срока отбывания ограничения свободы. Если этот вид наказания назначается судом в качестве основного наказания или дополнительного к наказанию, не связанному с лишением свободы, то началом отбывания наказания является день постановки осужденного на учет УИИ. Если же наказание назначено в качестве дополнительного к лишению свободы, срок наказания исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. Время следования из учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания данного наказания из расчета один день за один день. Время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин в срок ограничения свободы не засчитывается. В подобного рода случаях срок окончания отбывания назначенного судом наказания исчисляется с учетом незасчитанного времени.

К числу обязанностей осужденного к ограничению свободы относится соблюдение тех ограничений, которые установлены для него приговором суда. В частности, к числу таких ограничений относится запрет: на уход из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования; на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования; на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях; на изменение места жительства или пребывания, места работы и (или) учебы без согласия УИИ. К обязанностям осужденного относится и возлагаемая судом обязанность являться в инспекцию с периодичностью от одного до четырех раз в месяц для регистрации. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению инспекции может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

Обязанности УИИ при исполнении наказания в виде ограничения свободы установлены ст. 54 УИК. Она осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по профилактике нарушений, применяет к осужденным меры поощрения и взыскания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, инспекция вносит в суд представления о замене неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Понятие злостно уклоняющегося от отбывания наказания раскрыто в ч. 4 ст. 58 УИК. Осужденный, скрывшийся с места жительства, объявляется инспекцией в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел.

При осуществлении надзора прокурору необходимо выяснить: своевременно ли осужденные ставятся на учет и привлекаются к отбыванию наказания (направление инспекцией осужденного и копий приговоров и извещений на предприятие, где он будет отбывать наказание); выполняются ли требования закона о разъяснении осужденному порядка и условий отбывания наказания, его прав и обязанностей; ведется ли инспекцией надлежащим образом наблюдение за осужденным; посещаются ли осужденные по месту работы и жительства с целью контроля за их поведением; проводится ли инспекцией в соответствии с требованиями закона индивидуально-профилактическая работа с осужденными; своевременно ли проводятся первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ; своевременно и обоснованно ли объявляются в розыск осужденные, местонахождение которых не установлено; законно ли осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания и обоснованно ли направлено в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания; обоснованно и своевременно ли снимаются осужденные с учета.

При исполнении любого вида наказания требуется определенное время, чтобы на практике выяснить положительные и отрицательные стороны его применения, внести соответствующие корректировки, дополнения и изменения. В связи с изменениями, внесенными в ст. 53 УК и гл. 8 УИК, появилось новое понятие надзора за осужденными, отбывающими ограничение свободы, исполнение которого возложено на УИИ и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в УИИ в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении, использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ. Порядок применения указанных технических средств определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми ФСИН России по согласованию с Генпрокуратурой РФ.

Проблема исполнения названного наказания на начальной стадии его применения заключается в недостаточном количестве средств технического контроля за поведением осужденных, отсутствием в УИК четкого определения понятия мест массовых и иных мероприятий, посещение которых осужденному запрещено, в результате чего отмечены трудности при осуществлении контроля за исполнением указанного ограничения и др. Инспекции испытывают объективные трудности при осуществлении контроля за исполнением осужденным обязанности находиться дома в период с 22 до 6 часов, так как согласно ч. 2 ст. 60 УИК сотрудники УИС не вправе посещать осужденных по месту жительства в ночное время, и ограничения на выезд осужденного за пределы муниципального образования.