Проверка исполнения законов при исполнении наказания в виде обязательных работ.

Наказание в виде обязательных работ предусмотрено санкциями более чем 100 статей Особенной части УК. В соответствии со ст. 25 УИК этот вид наказания исполняют УИИ по месту жительства осужденных. Следует иметь в виду, что определение перечня мест для отбывания и вида обязательных работ возложено на орган местного самоуправления по согласованию с инспекцией.

Не позднее 15 дней после поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) осужденные к обязательным работам ставятся на учет в инспекции по месту жительства, где им разъясняются порядок и условия отбывания наказания и их направляют на соответствующие объекты. Осужденный не может самостоятельно сменить объект обязательных работ либо прекратить отбывать наказание.

В соответствии со ст. 49 УК обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. При этом ст. 27 УИК устанавливает четырехчасовой режим рабочего времени только в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе. В рабочие дни отбывание наказания в виде обязательных работ осуществляется после окончания основной работы, службы или учебы и не должно превышать двух часов. При суммарном учете время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов, однако при наличии уважительных причин УИИ может разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы (ч. 1 ст. 27 УИК). Обязательные работы для несовершеннолетних в соответствии со ст. 88 УК назначаются на срок от 40 до 160 часов. При этом продолжительность отбывания данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух, а в возрасте от 15 до 16 лет трех часов в день.

Во время отбывания обязательных работ труд осужденных не оплачивается. При предоставлении осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы исполнение наказания в виде обязательных работ не приостанавливается.

Обеспечивая исполнение наказаний в виде обязательных работ, инспекции должны проводить проверки на предприятиях и организациях. В ходе такой проверки УИИ выясняет, выполняет ли администрация возложенные на нее ст. 28 УИК обязанности, связанные с исполнением приговора, своевременно ли уведомляется инспекция о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. При установлении факта нарушения осужденным трудовой дисциплины либо невыхода на работу сотрудник инспекции вызывает осужденного либо посещает его по месту его нахождения, включая местожительства, выясняет причины нарушения. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, которые выражаются в невыполнении обязанностей, установленных ч. 1 ст. 26 УИК, УИИ предупреждает его об ответственности, в частности о возможной замене обязательных работ другими видами наказаний.

При осуществлении надзора за соблюдением законности при исполнении обязательных работ прокурору необходимо выяснить: определены ли органом местного самоуправления виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются. Согласованы ли они с УИИ; своевременно ли осужденные ставятся на учет и привлекаются к отбыванию наказания (направление инспекцией осужденного и копий приговоров и извещений на предприятие, где он будет отбывать наказание); выполняются ли требования закона о разъяснении осужденному порядка и условий отбывания наказания, его прав и обязанностей; наличие в личном деле осужденного документов о его зачислении на работу; ведется ли инспекцией надлежащим образом суммарный учет отработанного осужденными времени, не нарушаются ли сроки ежедневной и еженедельной отработки, установленные ч. 2 ст. 27 УИК. Учитываются ли особенности отбывания данного вида наказания несовершеннолетними; посещаются ли осужденные по месту работы и жительства в целях контроля за их поведением; проводится ли инспекцией в соответствии с требованиями закона индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними; своевременно ли проводятся первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ; своевременно и обоснованно ли объявляются в розыск осужденные, местонахождение которых не установлено; законно ли осужденный признан злостно уклоняющимся от отбывания наказания и обоснованно ли направлено в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания; обоснованно и своевременно ли сняты осужденные с учета.