Проверка исполнения законов при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Согласно ст. 47 УК наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного на срок от года до пяти лет или в качестве дополнительного на срок от шести месяцев до трех лет. В последнем случае суд может назначать его и тогда, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, если будет признано, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного нельзя сохранять за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания.

Уголовным и уголовно-исполнительным законодательством установлен разный порядок исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зависимости от того, назначено ли это наказание в качестве основного или дополнительного и с каким основным наказанием оно назначено. В связи с этим необходимо обращать внимание на то, чтобы инспекция исчисляла срок наказания в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 47, ст. 72 УК и ст. 36 УИК.

Если наказание назначено в качестве основного, то его срок начинает исчисляться с момента вступления приговора в законную силу. Таков же порядок исчисления срока наказания, назначенного в качестве дополнительного к наказанию, не связанному с лишением свободы. При назначении данного вида наказания в качестве дополнительного к наказанию в виде лишения свободы срок его исчисляется со дня освобождения из исправительного учреждения. В этом случае требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются и на все время отбывания наказания в виде лишения свободы.

В ходе проверки прокурору следует выяснять: своевременно ли УИИ ставит осужденных на учет, контролирует ли соблюдение ими порядка и условий отбывания наказания, проверяет ли исполнение требований приговора суда администрациями организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, проводит ли с осужденными воспитательную работу, принимает ли меры к привлечению к ответственности должностных лиц, служащих и осужденных, злостно не исполняющих требования приговора суда.

На основании ст. 37 УИК инспекция обязана выяснить у осужденного место его работы, должность или род деятельности, а также истребовать документы, связанные с отбыванием наказания, и принять меры к исполнению требований приговора. Для этого она должна в течение 10 рабочих дней с момента постановки на учет направить копию приговора и извещение администрации организации, в которой работает осужденный, либо в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, и проконтролировать исполнение ими в трехдневный срок согласно ст. 34 и 35 УИК требований приговора.

Проверка исполнения законодательства администрациями организаций, в которых отбывается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное как в качестве основного, так и в качестве дополнительного, является предметом надзора. При проведении ежеквартальных проверок рекомендуется выборочно посещать указанные предприятия и организации. Прокурору надлежит выяснить, соблюдает ли администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, судебное решение о непривлечении его к работам, выполнение которых ему запрещено. Также надлежит выяснить соблюдение администрацией организации, в которой работает осужденный, следующих обязанностей: в срок не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения УИИ освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью; направить в инспекцию сообщение об исполнении требований приговора; представлять по требованию УИИ документы, связанные с исполнением наказания; сообщать в трехдневный срок в инспекцию об изменении или прекращении трудового договора с осужденным; вносить в трудовую книжку осужденного в случае увольнения из организации запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

Проверкой охватывается и исполнение органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, требований уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в этой части. Необходимо обращать внимание и на исполнение ими требований приговоров, а также обязанности в срок не позднее трех дней по аннулированию разрешения на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъятию соответствующего документа, предоставляющего данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направлению сообщения об этом в УИИ.

Поступившее из организации, где работает осужденный, или органа, правомочного аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, сообщение об освобождении от должности или лишении права осужденного на занятие запрещенной ему деятельностью должно быть зарегистрировано в журнале учета и приобщено к личному делу. В случае увольнения осужденного из организации, в которой он работал, в его трудовую книжку последней вносится соответствующая запись, о чем извещается инспекция. Это сообщение, а также документы, подтверждающие исполнение требований приговора суда, справки проведенных УИИ проверок подшиваются в личное дело осужденного. Следует иметь в виду, что на инспекцию возлагается обязанность проверки указанного выше сообщения. Поэтому она, получив его в течение I0 рабочих дней, проверяет изложенные в сообщении факты с посещением места работы осужденного, о чем составляется справка.

На инспекцию ч. 3 ст. 33 УИК возложен контроль за выполнением требований приговора администрациями организаций, соблюдение правил увольнения осужденных, внесение соответствующих записей в трудовые книжки и пр. Поэтому, чтобы иметь представление о состоянии законности при исполнении приговора в этой части, следует ознакомиться с материалами проверок, проводимых УИИ, по месту работы осужденных.

Как показывает практика, нарушения закона при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не всегда выявляются инспекциями. Недостаток специалистов той или иной квалификации приводит к тому, что администрация предприятий вопреки приговору суда допускает осужденных к работе, выполнение которой им запрещено. Нужно учитывать, что порой имеет место формальное исполнение наказания, когда приказом администрации осужденный переводится на другую работу, но фактически продолжает выполнять те же обязанности, которые он выполнял до осуждения, в период совершения преступления. Эти нарушения можно установить при проверке в организациях, где работают осужденные.

В ходе проверки надлежит уделять внимание исполнению инспекцией требований ст. 38 УИК, согласно которой УИИ обязана принять меры для привлечения должностных лиц, служащих, злостно не исполняющих требования приговора, к ответственности, предусмотренной ст. 315 УК, направив для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимые материалы в прокуратуру, а осужденному, нарушающему требования приговора, не засчитывать в срок наказания время, в течение которого он занимал запрещенную для него должность либо занимался запрещенной для него деятельностью. Решение о незачете принимает начальник инспекции на основании документов, подтверждающих факт занятия запрещенной должности или запрещенной деятельностью во время исполнения наказания, о чем составляется соответствующая справка с указанием продленного срока. С таким решением осужденный должен быть ознакомлен под расписку. Данные документы приобщаются к личному делу осужденного. Соответствующая информация направляется в заинтересованные ведомства и организации, делается отметка в журнале учета, и учетных карточках.