Лекция 5. Водный налог

В результате изучения главы студент должен:

знать нормативные правовые акты по водному налогу;

уметь анализировать и правильно применять налоговое законодательство и ВК РФ; определять объекты налогообложения и налогоплательщиков, ставки и льготы по водному налогу и иным платежам по водопользованию; выполнять расчеты по исчислению налоговых и иных платежей по водопользованию;

владеть методикой исчисления водного налога и иных платежей за водопользование с учетом налоговой базы, налоговой ставки и применения налоговых льгот.

Экономическое значение и сущность водного налога

Водный налог впервые введен в Российской Федерации в 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами"[1] и призван наряду с чисто фискальными целями усилить рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, поддержать экологическое равновесие. Указанный налог заменил собой действовавшую плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В целях приведения законодательства о пользовании водными объектами в соответствии с принятием в 2002 г. второй части НК РФ разработана и в 2004 г. принята гл. 25.2 "Водный налог", вступившая в действие с 2005 г.

С 1 января 2007 г. вступил в силу ВК РФ, предусматривающий два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование, одновременно отменяется институт лицензирования.

С 2007 г. право пользования водным объектом на основании договора приобретается для следующих целей (п. 1 ст. 11 ВК РФ):

– забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

– использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

– использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Решение должно быть оформлено при осуществлении видов водопользования, перечисленных в п. 2 ст. 11 ВК РФ, в том числе сброса сточных и (или) дренажных вод (подп. 2 п. 2 ст. 11 ВК РФ). Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъектов РФ или муниципалитета) находится водный объект (п. 4 ст. 11 ВК РФ).

Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов РФ либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров[2]. После того как взамен лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным ВК РФ, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямого указания в п. 2 ст. 333.8 НК РФ. С этого момента плата за пользование водными объектами будет носить неналоговый характер.

Однако это не означает, что водный налог обречен и вскоре будет отменен. В каких случаях обязанность уплачивать такой налог сохраняется, как правильно рассчитать налог и своевременно уплатить его в бюджет рассмотрим в следующем параграфе.