Процесс построения выборки

Построение выборки включает ряд этапов. Обсудим их сначала на примере.

Пример 9.1

Общенациональное одновыборочное кросс-секционное исследование, посвященное потреблению жевательной резинки

Проводилась в США Roper Organization по заказу American Chicle Group (отделения компании Warner-Lambert) - исчерпывающее исследование детей и подростков: их семей и школ; их мнений по широкому кругу тем; их надежд и печалей.

Исследование проводилось методом персонального опроса по месту жительства респондентов. Трехступенчатая стратифицированная территориальная вероятностная выборка объемом 1000 респондентов репрезентировала детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет, посещающих школу в континентальной части США. Выборка строилась следующим образом. На первой ступени отбора единицами отбора были административные округа (counties). Перед началом отбора административные округа каждого географического района были объединены в группы (так называемые страты), близкие по численности населения. В каждой страте было случайным образом отобрано несколько административных округов. Во всех стратах было в общей сложности отобрано 100 административных округов.

На второй ступени единицами отбора были более мелкие административные единицы: отдельные города или административные районы (cities and towns). Они отбирались случайным образом в каждом из отобранных на первой ступени административных округов. На третьей ступени единицами отбора служили маршруты (census tracts), по которым будет перемещаться интервьюер. В городах, где по каждому маршруту имелись данные переписи населения, маршруты отбирались случайным образом пропорционально численности населения. На сельских территориях, по которым детальных данных переписи не было, осуществлялся случайный отбор маршрутов (rural segments).

Каждому интервьюеру назначалась начальная точка маршрута, а также устанавливались правила отбора домохозяйств и респондентов в домохозяйствах. В частности, для обеспечения правильных пропорций выборки были заданы половозрастные ограничения на отбор респондентов (квоты): требовалось опросить определенное число 8-12-летних отдельно мальчиков и девочек, 13-17-летних отдельно юношей и девушек.

Несмотря на соблюдение квот, после окончания опроса в пропорциях выборки все же обнаружились небольшие отклонения от статистических данных. В частности, 8-10-летних респондентов оказалось чуть меньше, а 11-12-летних - чуть больше. Эти отклонения при расчетах были скорректированы путем приписывания каждому респонденту весовых коэффициентов, несколько отличающихся от единицы.

Приведенный пример демонстрирует пять этапов построения выборки.

1. Определение исследуемой совокупности. (Дети и подростки в возрасте от 8 до 17 лет, посещающие школу в континентальной части США.)

2. Выбор основы для построения выборки (sampling frame). (Список всех административных районов США, а также более мелких административных единиц: отдельных городов и районных центров в каждом из отобранных на первой ступени административных районов.)

3. Выбор способа построения выборки. (Трехступенчатый стратифицированный вероятностный отбор.)

4. Определение требуемого размера выборки. (1000 респондентов.)

5. Реализация процесса построения выборки. (Три ступени отбора, а также разработка инструкций для интервьюеров по отбору домохозяйств и респондентов в домохозяйствах, корректировка пропорций фактически полученной выборки с помощью весовых коэффициентов.)

Рассмотрим каждый этап построения выборки.