Лекция 10. ВОДНЫЙ НАЛОГ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

нормативно-правовые основы налогообложения водным налогом;

– элементы водного налога;

уметь

использовать полученные знания в проведении налоговых расчетов но водному налогу;

владеть

навыками самостоятельной работы с законодательными актами, нормативно-справочными документами и методическими материалами по налогообложению водным налогом;

– навыками исчисления водного налога в практической деятельности.

Общая характеристика водного налога

Водный налог является федеральным налогом, установленным гл. 25.2 НК, и применяется с 2005 г. Налог ресурсный.

В соответствии с БК водный налог поступает в федеральный бюджет по нормативу 100%. Водный налог обеспечивает около 0,04% общей суммы налоговых поступлений консолидированного бюджета России. Фискальная роль его не столь значительна. Более важным в отношении водного налога является осуществление регулирующей функции, которая заключается в обеспечении рационального водопользования, в частности, посредством применения дифференцированных налоговых ставок.

ИЗ ИСТОРИИ

До вступления в силу гл. 25.2 НК, т.е. до 2005 г. в России взималась плата за пользование водными объектами в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".

Плательщиками указанной платы признавались "организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Этот порядок определялся постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383.

Состав объектов платы был несколько шире, чем перечень объектов налогообложения, которые установлены для водного налога в гл. 25.2 НК; объектом платы являлось также "пользование водными объектами в целях осуществления сброса сточных вод в водные объекты". С 2005 г. сброс сточных вод водным налогом не облагается, при этом уплачиваются платежи за загрязнение окружающей среды.

Указанным выше законом устанавливались минимальные и максимальные ставки платы, в пределах которых законодательными органами субъектов РФ принимались конкретные значения ставок по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов. Таким образом, несмотря на то, что плата за пользование водными объектами в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" была отнесена к федеральным налогам, полномочия по установлению ее элементов были и у субъектов РФ. Суммы платы зачислялись: 40% – в федеральный бюджет, 60% – в бюджеты субъектов РФ.

С принятием гл. 25.2 НК водный налог стал полностью соответствовать статусу федерального налога, все его элементы устанавливаются НК. Причем ставки водного налога близки к максимальным значениям, приведенным в Законе РФ "О плате за пользование водными объектами".

С вступлением в силу с 2007 г. ВК сфера действия водного налога сужается, поскольку ряд видов водопользования перестали быть лицензируемыми, а соответствующие лица после окончания срока действия выданных им ранее лицензий перестают признаваться налогоплательщиками водного налога. Отдельные виды водопользования должны осуществляться на основе договора с исполнительными органами власти, плата по таким договорам не является налогом, а имеет характер арендной платы.