Процедура внешнего управления и особенности ее реализации

Внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц.

Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (но в некоторых случаях может вводиться по инициативе арбитражного суда: например, если первым собранием кредиторов принято решение о введении конкурсного производства в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника).

Внешнее управление вводится на срок не более 18 мес. и может быть продлено на срок не более 6 мес.

Процедура внешнего управления характеризуется следующими ключевыми положениями.

Последствия введения внешнего управления. С даты введения внешнего управления:

1) руководитель должника отстраняется от занимаемой должности; внешний управляющий заменяет руководителя должника, при этом он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации-должника;

2) прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия; на них возлагается обязанность передачи внешнему управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей;

3) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, кроме:

– требований о возмещении морального вреда;

– требований кредиторов первой и второй очередей;

– виндикационных требований (требований по искам собственников о возврате имущества из незаконного владения);

4) отменяются ранее объявленные меры по обеспечению требований кредиторов;

5) аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

6) вводятся ограничения на совершение крупных сделок с имуществом должника, которые совершаются с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов);

7) имущество, являющееся предметом залога, продается только на открытых торгах и с согласия кредитора, требования которого обеспечены этим имуществом.

К крупным сделкам относятся сделки с имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. Остальные сделки совершаются внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), если их совершение предусмотрено планом внешнего управления.

Назначение внешнего управляющего. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:

1) осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;

2) связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.

К первой группе относятся следующие полномочия внешнего управляющего:

– самостоятельное распоряжение имуществом должника (с ограничениями, установленными ст. 101, 104 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ);

– проведение инвентаризации;

– ведение бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности.

Ко второй группе относятся полномочия внешнего управляющего, связанные:

– с формированием и ведением реестра требований кредиторов;

– взысканием задолженности перед должником;

– реализацией плана внешнего управления;

– информированием комитета кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

– правом отказа от исполнения договоров должника;

– правом предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, заключенных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;

– представлением собранию кредиторов отчета об итогах реализации плана внешнего управления.

Внешний управляющий может быть отстранен от исполнения соответствующих обязанностей решением арбитражного суда на основании обращения собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника.

План внешнего управления. В течение одного месяца с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов.

План внешнего управления, согласно ст. 106 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, должен содержать как минимум три группы положений:

1) касающиеся восстановления платежеспособности должника:

– обоснование такой возможности;

– конкретные меры по восстановлению платежеспособности;

– реализация конкретных мер в установленный срок;

2) предусматривающие срок восстановления платежеспособности должника;

3) предусматривающие разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника (если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием и комитетом кредиторов).

Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от размеров и вида деятельности предприятия. Как правило, такой план включает несколько разделов (табл. 9.5).

Таблица 9.5

ОГЛАВЛЕНИЕ разделов плана внешнего управления

Название

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Общая характеристика предприятия

Полное и сокращенное наименование предприятия.

Код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

Дата регистрации предприятия.

Номер регистрационного свидетельства. Наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.

Юридический, фактический и почтовый адрес. Организационно-правовая форма и форма собственности.

Подчиненность предприятия и наименование вышестоящего органа.

Состав владельцев с указанием их долей. Ассортимент продукции.

Производственная и организационная структура. Состав подразделений и филиалов.

Размер и местонахождение земельных участков. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия.

Фамилии, имена и отчества руководителей, их телефоны и факсы.

Банковские реквизиты предприятия

2

Краткие сведения по плану внешнего управления

Сроки реализации плана.

Сумма необходимых финансовых средств. Сроки погашения финансовой помощи. Источники финансовой помощи.

Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, дисконтированный срок окупаемости)

3

Финансовое и технико-экономическое состояние предприятия

Учетная политика предприятия за последние три года.

Методология определения выручки и чистой прибыли.

Методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Характеристика финансового состояния предприятия с расчетом коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности.

Показатели движения и эффективности использования основных производственных фондов

4

Оценка причин неплатежеспособности

Анализ факторов внутренней и внешней среды бизнеса.

Интерпретация результатов финансового анализа.

Определение причин банкротства (банкротство бизнеса, собственника или производства)

5

План маркетинга

Характеристика рынка.

Особенности производственной деятельности. Товары-заменители.

Основные конкуренты.

Ориентиры цен и балансовой прибыли. Характеристика основных потребителей. Характеристика и анализ товарного ассортимента.

Предложения по формированию продуктового портфеля.

Основные предложения по продвижению товаров на рынок.

Маркетинговые стратегии.

Характеристика кадрового состава отдела маркетинга

6

Реструктуризация

имущества

Выделение или разделение имущественных комплексов.

Продажа части активов (бизнеса). Предоставление части имущества в аренду

7

Реструктуризация

обязательств

Уступка прав требования.

Перевод долга.

Изменение сроков задолженности. Реструктуризация схем погашения и способов исполнения обязательств.

Реструктуризация акционерного капитала

8

План производства

Производственная программа предприятия. Объем продаж продукции.

Потребность в мощностях.

Потребность в ресурсах для реализации производственной программы.

Потребность в трудовых ресурсах.

Сводная смета расходов и калькуляция продукции.

Объем необходимых инвестиций

9

Финансовый план

Прогноз выручки и прибыли.

Прогноз налоговых платежей.

Прогноз денежных потоков.

Агрегированная форма прогнозного баланса.

Сводная таблица финансовых результатов

Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ не предусмотрено утверждение плана внешнего управления арбитражным судом, но вместе с тем допускается возможность его оспаривания.

План внешнего управления может включать следующие меры по восстановлению платежеспособности должника[1]:

1) перепрофилирование производства;

2) закрытие нерентабельных производств;

3) взыскание дебиторской задолженности;

4) продажу части имущества должника;

5) уступку прав требования должника;

6) обязательства должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицам или третьими лицами;

7) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

8) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

9) продажу предприятия-должника;

10) замещение активов должника;

11) иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Основным критерием для утверждения отчета внешнего управляющего является наличие признаков восстановления платежеспособности должника.

Отчет внешнего управляющего. Представляется внешним управляющим собранию кредиторов. Документальной основой отчета является ряд документов. Это бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, отчеты о финансовых результатах, движении денежных средств, сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов.

Внешний управляющий обязан предоставить кредиторам возможность предварительного ознакомления с отчетом не менее чем за 45 дней до истечения установленного срока внешнего управления или не менее чем за 10 дней до установленной даты проведения собрания кредиторов.

В зависимости от оснований прекращения внешнего управления отчет внешнего управляющего должен содержать одно из следующих предложений:

1) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;

2) заключении мирового соглашения;

3) продлении установленного срока внешнего управления;

4) прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.