Водные отношения

Согласно ВК в связи с использованием, охраной и восстановлением водных объектов (или их частей) складываются водные отношения. У водных отношений имеются свои объекты, субъекты (участники) и ОГЛАВЛЕНИЕ (права и обязанности в области использования и охраны вод).

Объекты водных отношений очень разнообразны. В зависимости от физико-географических, морфометрических и других особенностей водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты понимаются в российском законодательстве не просто как скопление воды, но как своеобразный природный комплекс. Вода входит в естественное соприкосновение с землей или недрами, образуя под землей или на се поверхности единое природное образование – водный объект.

Согласно ст. 5 ВК поверхностный водный объект состоит из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, определенной законодателем для каждой разновидности водного объекта. В целом данное представление о понятии водного объекта вполне обоснованно, так как исходит из знаний естественной науки (гидрологии, экологии).

Законодатель допускает также, что объектом водных правоотношений может быть не весь водный объект целиком, а его часть (отдельные акватории, плесы, заливы). Это, конечно же, не относится к праву собственности, ибо предметом права собственности является водный объект в целом. Но на практике в пользование может предоставляться часть водного объекта. В этих случаях собственник водного объекта (как правило, это государство) может на основе договоров передать отдельные его части разным пользователям.

Особый правовой режим имеют водные объекты, обозначающие или пересекающие границу между двумя и более государствами, которые именуются трансграничными (пограничными). К их числу относятся Неман, Нарва, Терек, Урал, Днепр, Северный Донец, Чудско-Псковское озеро и другие водотоки и водоемы.

Участниками водных отношений признаются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, юридические и физические лица. От имени Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно федеральные, региональные и муниципальные органы власти.

На федеральном уровне в водные отношения вступают Правительство РФ, Минприроды России, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Кроме того, участниками водных отношений признаются также органы, входящие в систему Минприроды России: Росводресурсы, Росприроднадзор. Отчасти в водных отношениях участвует Ростехнадзор. На региональном и муниципальном уровнях в водные отношения вступают соответствующие органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Участниками водных отношений являются и "рядовые" водопользователи – граждане и организации. На них распространяются положения гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности.

В тексте ВК изложены основополагающие положения – принципы водного законодательства, отражающие определенные характеристики водных отношений.

В числе принципов предусматривается приоритет охраны водных объектов перед их использованием, которое должно строго нормироваться (ст. 3 ВК). Поэтому право государственной, муниципальной и частной собственности, как и иные права на водные объекты, ограничены законом в экологических целях. При этом подчеркивается равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, а также к приобретению водоемов определенного вида в частную собственность.

Важны также следующие принципы: обязательность соблюдения физическими и юридическими лицами целевого и в то же время комплексного использования водного фонда; приоритет использования вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; бассейновый подход к регулированию водных отношений; гласность водопользования; платность за использование водных объектов.

Водные объекты общего пользования

Согласно водному законодательству и в силу его принципов предусматривается режим водных объектов общего пользования (ст. 6 ВК). Эти водные объекты обязательно должны находиться в государственной или муниципальной форме собственности, а их использование можно охарактеризовать как доступное.

В ст. 6 ВК закрепляется бесплатность пользования водными объектами для личных и бытовых нужд (например, для купания). При этом водопользователь должен руководствоваться правилами охраны жизни людей на воде и правилами использования водного объекта для личных и бытовых нужд.

Власти могут запретить забор воды для питьевого водоснабжения, купание, использование технических средств рекреационного назначения (маломерные суда и водные мотоциклы), водопой скота.

Сам правовой режим водных объектов общего пользования был бы неполноценен без береговой полосы общего пользования. Согласно ст. 27 ЗК приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Любой гражданин вправе пользоваться также и береговой полосой общедоступных водных объектов для передвижения и пребывания около них.

Первоначально бечевником именовали полосу вдоль каналов и рек, которая использовалась для тяги судов за счет лошадиной или людской силы (бурлаки). Согласно ВК ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м. Лишь небольшие водотоки (реки, ручьи и каналы) протяженностью менее 10 км должны быть окаймлены полосой в 5 м.