Пропаганда охраны труда в организации. Цели, задачи, формы и средства проведения

Пропаганда охраны труда - это информационное и эмоциональное воздействие на работающих с целью развить у них качества, способствующие безопасной работе. Главной задачей пропаганды охраны труда является создание положительного отношения работников к вопросам безопасности. Существующие приемы пропагандистского воздействия можно подразделить на две группы:

o одноканальная коммуникация, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия;

o двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие. Средствами одноканального воздействия являются печатные издания (брошюры, информационные листки и т.д.), плакаты по безопасности труда, стенные газеты, информационные стенды и уголки по охране труда, выставки, лекции и доклады, аудиовизуальные средства (телевидение, кино-, диафильмы, радиопередачи и т.д.).

Двухканальное воздействие реализуется посредством бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей профилактики травматизма и т.д.

К способам пропаганды охраны труда относят применение плакатов; чтение докладов, лекций; издание соответствующей литературы, передачи телевидения, кино- и видеофильмы и пр.

Обучение безопасному выполнению простой работы проводят следующими способами: краткие пояснения по ходу работы; пояснения причин несчастных случаев; пояснения к использованию средств защиты; сообщение о несчастных случаях.

В пропагандистских материалах не следует использовать общие призывы безопасно работать. Пользу могут приносить только призывы, указывающие на конкретный способ действий и выгоду от него. Неэффективны общие указания на опасность. О вопросах безопасности надо всегда говорить конкретно и по делу, а главное - избегать стандартных и заученных фраз. При этом следует учитывать, что тот рабочий, на которого мы хотим воздействовать, может еще мало знать и уметь. Безопасное поведение нельзя сформировать методом запугивания: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к воспитательному воздействию, а порой и вообще к работе. Приемы пропагандистского воздействия дают полезный эффект только тогда, когда его объекты достаточно хорошо информированы по затрагиваемому вопросу. Таким образом, воздействия подобного рода применимы только по отношению к рабочим, обученным как профессии, так и безопасности труда. При выборе способа воздействия следует учитывать также степень интереса рабочих или коллектива к вопросам безопасности труда, престижность этих вопросов в данной группе и ряд других социальных факторов. Существуют следующие закономерности в отношении работников к тем или иным средствам пропаганды охраны труда:

o рабочие, которые интересуются вопросами безопасности, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к этим вопросам, предпочитают кинофильмы;

o беседы считают полезными только те рабочие, коллеги и начальники которых положительно относятся к вопросам безопасности;

o литературу считают полезным средством те рабочие, которые интересуются вопросами безопасности труда, а также члены трудовых коллективов, в которых высок интерес к вопросам безопасности. Одним из эффективных путей воспитания в области охраны труда является подключение широкого круга руководителей среднего и нижнего звена, вплоть до бригадиров, а также самих рабочих к оценке уровня безопасности труда в их коллективе и изысканию средств для его повышения.

Наиболее распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Главное назначение плакатов - раскрыть природу опасности, разъяснить рабочему, в чем и как она может проявиться, чтобы усилить мотивацию к безопасной работе. Существуют следующие разновидности плакатов:

o положительный, подчеркивающий преимущества безопасного труда;

o устрашающий, показывающий вред от нарушения правил безопасности;

o нейтральный, содержащий эмоционально не окрашенные рекомендации без показа и оценок последствий их неисполнения;

o комический, юмористическая разновидность положительного плаката;

o комбинированный, совмещающий в себе перечисленные разновидности.

Наиболее убедительным является комбинированный плакат, который может передать сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте.

Устрашающий плакат хорош тем, что эмоционален и убедительно показывает опасность. Но, с другой стороны, на этот плакат смотреть неприятно.

Комический плакат обращает на себя внимание, однако он не всегда хорошо передает мысль.

Положительный плакат малоубедителен, так как не несет информации об опасном факторе.

Нейтральный плакат наименее эффективен из всех перечисленных разновидностей, так как его рекомендации не мотивированы; кроме того, на нем обычно отсутствует изображение человека.

При создании или выборе плакатов необходимо учитывать следующее:

o рабочего на плакате интересуют не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего;

o вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка. Надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке. Восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета и шрифта;

o если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Рабочие относятся нетерпимо к искаженному воспроизведению хорошо известных вещей. Обнаружив неточности в деталях на плакате, рабочие начинают сомневаться в его основном содержании.