Производство судебно-бухгалтерской экспертизы

Общие положения производства судебных экспертиз предусмотрены гл. III Закона № 73. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает производство экспертизы на предварительном следствии в экспертном учреждении (ч. 2,3 ст. 199 УПК РФ) или вне его (ч. 4 ст. 199 УПК РФ). Место проведения экспертизы определяет следователь с учетом обстоятельств дела.

Срок производства экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем поступления материалов в экспертное учреждение, и истекает в день направления заключения инициатору. Если окончание установленного срока приходится на выходной лень, днем исчисления срока считается следующий за ним рабочий день.

Судебно-бухгалтерские экспертизы наиболее часто проводятся подразделениями судебно-экспертных учреждений Минюста России, экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД России, отделами экспертно-криминалистических управлений УМВД субъектов РФ. Так, в структуру ЭКЦ МВД России входит Управление судебно-экономических экспертиз, в составе которого функционируют отдел бухгалтерских экспертиз и отдел налоговых экспертиз.

В случае невозможности производства экспертизы в учреждении, обслуживающем определенную территорию или регион, экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории, или лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющимися государственными экспертами (ст. 11, 41 Закона № 73). В этом случае следователь, суд подбирают кандидатуру эксперта из числа лиц, которые компетентны в вопросах бухгалтерского учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности, путем обращения в экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной власти (Росфиннадзор) или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Если экспертиза проводится в государственном судебно-экспертном учреждении, следователь направляет свое постановление, материалы дела и документы, подлежащие исследованию, руководителю этого учреждения для исполнения. Руководитель должен сообщить следователю о нарушениях в оформлении представленных на экспертизу материалов. Если материалы представлены в полном объеме и позволяют провести исследование, руководитель поручает ее производство одному или нескольким экспертам из числа работников этого учреждения.

При этом руководитель экспертного учреждения в течение пяти суток должен сообщить следователю о нарушениях в оформлении представленных на экспертизу материалов. Если материалы представлены в полном объеме и позволяют провести исследование, руководитель поручает ее производство одному или нескольким экспертам.

Обеспечение конфиденциальности проводимых экспертиз и их результатов в современных условиях информатизации и компьютеризации судебно-экспертных исследований предполагает ограничение физического доступа к заключениям экспертов и помещениям, где производятся экспертизы. В настоящее время экспертная аппаратура часто представляет собой автоматизированные рабочие места экспертов (АРМ), позволяющие не только осуществлять сбор и обработку экспериментальных данных, производить расчеты, но и подключаться к базам данных, создавать тексты экспертных заключений.

Эксперт, получив материалы для производства судебной экспертизы:

– изучает постановление следователя (определение судьи) и состояние упаковки объектов (целостность, возможность доступа, нарушение упаковки);

– устанавливает соответствие представленных объектов перечню, приведенному в постановлении, и оценивает их достаточность для решения поставленных вопросов;

– оценивает возможность проведения экспертизы в установленный руководителем срок исходя из вида, характера и объема предстоящих исследований.

Предварительное изучение и ознакомление эксперта с полученными материалами не должно превышать пяти дней.

В случае если предоставленных документов и материалов дела недостаточно для проведения исследования и дачи экспертного заключения, эксперт заявляет в соответствии со ст. 119 УПК РФ ходатайство органу или лицу, назначившему экспертизу, о предоставлении на исследование дополнительных материалов, содержащих сведения, относящиеся к предмету судебно- бухгалтерской экспертизы.

Сроки, в течение которых должны быть представлены недостающие дополнительные материалы (объекты), необходимые

для полного и объективного исследования, находят закрепление в ведомственных приказах и составляют:

– в судебно-экспертных учреждениях Минюста РФ – 30 дней;

– в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД РФ – 20 суток[1].

До предоставления дополнительных и достаточных материалов производство экспертизы приостанавливается. В связи с этим уполномоченному лицу, назначающему судебно-бухгалтерскую экспертизу, необходимо учитывать сроки назначения экспертизы с целью их своевременного окончания.

Согласно ч. 1 ст. 197 УПК РФ следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы, получать разъяснения по поводу проводимых экспертом действий.

Присутствие следователя при производстве бухгалтерской экспертизы может быть обусловлено необходимостью:

1) разъяснить эксперту цели, ОГЛАВЛЕНИЕ экспертного исследования и выяснить необходимость предоставления ему дополнительных материалов;

2) удостовериться в сохранности объектов (документов), переданных для исследования;

3) поставить эксперта в известность о получении дополнительных фактических данных, касающихся предмета судебнобухгалтерской экспертизы;

4) получить от эксперта предварительные (промежуточные) результаты для проверки имеющихся следственных версий;

5) уяснить ОГЛАВЛЕНИЕ и полноту используемых экспертом методик исследования и др.

Следователь может присутствовать на любом этапе производства экспертизы. Признав необходимость своего присутствия при производстве экспертизы, следователь заблаговременно ставит об этом в известность руководителя судебно-экспертного учреждения. Неявка следователя не влечет приостановления производства экспертизы. Факт присутствия следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта (ч. 2 ст. 197 УПК РФ).

Производство судебно-бухгалтерской экспертизы, как правило, не зависит от вида судопроизводства. Экспертизы по уголовным делам в отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства проводятся на безвозмездной основе.

Способы производства экспертизы определяются экспертом. Однако следователь, основываясь на обстоятельствах дела и при наличии соответствующей экономической подготовки, правомочен указать в своем постановлении на необходимость применения экспертом определенных приемов и методов документальной проверки (нормативной, встречной и т.п.).

В процессе производства судебно-бухгалтерской экспертизы выделяют три основных рабочих этапа (рис. 1).

Рис. 1. Процессуальные этапы проведения судебно-бухгалтерской экспертизы

Первый этап (организационный) включает в себя:

1) подготовительную работу: составление задания руководителя на экспертизы; принятие постановления о назначении экспертизы, проведение изучение задания на проведение экспертизы; изучение содержания и определение полноты материалов, представленных на исследование;

2) организационно-методическую работу–составление графика проведения экспертизы; разработку методики ее проведения; изучение содержания вопросов и перечня документов, представленных на исследование.

Если после изучения представленных материалов эксперт приходит к выводу о невозможности дать заключение по поставленным вопросам, он составляет мотивированное сообщение (акт). К таким ситуациям следует отнести:

а) случаи, когда вопросы выходят за пределы компетенции эксперта, носят правовой (юридически оценочный) характер или не требуют специальных бухгалтерских познаний;

б) недостаточное количество представленных материалов;

в) невозможность получения необходимых материалов без проведения документальной ревизии или других видов экспертиз (почерковедческой, товароведческой);

г) отсутствие необходимых для экспертизы документов (если нельзя их сразу восполнить) или непредставление дополнительных и необходимых для экспертизы материалов;

д) отсутствие у эксперта-бухгалтера познаний в данной отрасли бухгалтерского учета.

В данном сообщении указываются причины невозможности дать заключение и отсутствие возможности дать ответ на каждый вопрос, поставленный перед экспертом.

Сообщение о невозможности дачи заключения составляется в письменной форме, подписывается экспертом, подпись удостоверяется печатью экспертного учреждения. После этого один экземпляр сообщения направляется в орган, назначивший экспертизу, а другой оставляется в экспертном учреждении.

Второй этап (исследовательский) включает в себя применение: 1) документальных приемов (встречная проверка, взаимный контроль и др.); 2) расчетно-аналитических приемов исследования представленных материалов (аналитические и статистические расчеты, экономический анализ и др.).

На данном этапе осуществляется непосредственно экспертное исследование, описываются его результаты, дается научное объяснение установленных фактов и методов судебно-бухгалтерского исследования. При этом могут разрабатываться формы аналитических таблиц, журнала группировки исследований, в которых отображается процесс экспертного исследования. Например, составляется ведомость группировки отпуска по документам недоброкачественной продукции, вследствие чего предприятию причинен материальный ущерб.

Исследуя вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, а также по собственной инициативе эксперт-бухгалтер может выявлять причины правонарушений, которые являются основанием для частных определений в отношении отдельных руководителей, выносимых следователями и судьями.

Третий этап (заключительный) предусматривает: 1) обобщение результатов; 2) реализацию полученных результатов.

Обобщение включает группировку и систематизацию результатов исследования и составление итогового документа – заключения.

Допускаются приложения к заключению эксперта-бухгалтера в виде таблиц, графиков, расчетов, схем, детализирующих экспертное исследование. Каждое приложение имеет нумерацию, подписывается экспертом-бухгалтером, скрепляется печатью экспертного учреждения и является неотъемлемой частью экспертного заключения.

Кроме того, на данном этапе могут быть разработаны предложения по профилактике правонарушений, установленных экспертизой.

Реализация полученных результатов предполагает: а) вручение заключения экспертизы лицу или органу, ее назначившему; б) допрос эксперта; в) направление правоохранительным органам предложений по профилактике правонарушений.

По окончании исследований руководитель государственного экспертного учреждения обязан направить заключение и объекты исследования в орган или лицу, которые назначили экспертизу (ч. 1 ст. 14 Закона № 73).