Внутривузовская среда маркетинга

Внутренняя среда маркетинга определяет возможности для эффективной деятельности высшего учебного заведения.

Внутренняя среда маркетинга – это среда внутри вуза, контролируемая им самостоятельно.

К факторам внутривузовской среды относятся цели и задачи, структура, образовательные технологии и персонал. Кроме того, к внутренней среде вуза можно отнести его культуру, которая охватывает существующую в образовательном учреждении систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития.

Цели представляют собой конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремится коллектив вуза.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научной, педагогической квалификации[1].

Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" – на базе бакалавриата[2].

Цель деятельности вуза должна отражаться в его Уставе. Цель может быть сформулирована индивидуально, с учетом специфики традиций вуза, расположения и перспектив его деятельности.

Целью вуза может быть "...развитие образования, науки и культуры путем обучения на всех ступенях высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру направлений науки и техники" или "...обеспечение развития личности, создание условий для ее самореализации"[3]. Деятельность коллектива в направлении сформулированной цели происходит через решение конкретных задач.

Основными задачами высшего учебного заведения являются[4]:

• удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

• удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

• развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

• распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Важнейшим элементом внутренней среды вуза является его структура, которая отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между ними и объединение подразделений в единое целое.

К структурным подразделениям вуза относятся факультеты и кафедры, которые являются структурными единицами в рамках факультета или института, а также отделы и службы (бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров, отдел материально-технического снабжения, учебно-методический отдел, служба маркетинга, отдел аспирантуры, научно-исследовательский отдел, библиотека и пр.).

Служба маркетинга тесно сотрудничает с другими подразделениями как при составлении планов, так и при их реализации.

Технология обучения является еще одним важным фактором, характеризующим внутреннюю среду вуза.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В более узком смысле, применительно к конкретным учебным дисциплинам, технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением ряда ученых, что понятие "технология обучения" до сих пор не получило однозначной трактовки.

Технология обучения характеризуется несколькими признаками, которые могут дифференцироваться в зависимости от формы обучения: очной, заочной, очно-заочной, дистанционной, экстерната. Вместе с тем для всех форм обучения характерны такие основные признаки, как вариативность учебного плана, сочетание теоретического и практического обучения, логическая последовательность изучаемых предметов.

Современное состояние подготовки специалистов и требования рынка труда предполагают внедрение научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений и технологий обучения, которые должны стать важным источником прогресса в подготовке специалистов, способствовать ломке не всегда оправданных традиций и избитых стереотипов в этом процессе. В связи с этим многие вузы стали использовать различные нетрадиционные формы учебной работы. Например, проведение проблемных лекций и выездных лекций на предприятиях, "круглых столов" с приглашением представителей промышленности и бизнеса для решения производственных задач или научных проблем и многие другие.

Особое внимание в учебном процессе должно уделяться использованию инновационных технологий, использующих компетентностный подход и обеспечивающих качественную подготовку выпускников по образовательным программам.

Инновационные технологии представляют систему методов, способов, приемов обучения, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии студента. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Существует достаточно много разновидностей инновационных образовательных технологий, а именно:

• внутридисциплинарные, применяемые внутри дисциплин, например, новые учебно-методические комплексы (УМК), авторские методические технологии;

• общеметодические, использующие универсальные инновационные технологии;

• инновационные технологии, связанные с качественно новыми решениями в структуре образовательных систем и управлении, обеспечивающих их функционирование;

• инновационные технологии, обеспечивающие эффективный образовательный процесс.

К последним относятся имитационные и неимитационные инновационные технологии.

Имитационные технологии обучения – такие формы проведения практических занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Это деловые и ролевые игры, имитационное моделирование, игровое проектирование, кейс-стади, тесты и пр.

Неимитационные технологии обучения – это все способы активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях, к которым относятся разнообразные виды лекций, проводимые в виде беседы, дискуссии, разбора конкретных ситуаций, применения техники обратной связи, пресс- конференции, презентации и пр.[5]

Помимо вышеперечисленных в учебном процессе применяются образовательные технологии модульного, проблемного и дистанционного обучения.

Применение инновационных технологий в процессе обучения способствуют развитию творческой инициативы, самостоятельности, чувства ответственности, умению работать в группе, защищать и обосновывать свои проекты.

В учебнике "Экономика и организация управления вузом"[6] четко отражено ОГЛАВЛЕНИЕ технологии обучения:

• полное описание процесса обучения;

• совокупность взаимосвязанных учебно-методических, информационных и технических средств;

• режим обучения;

• способы контроля знаний;

• регламентация отдельных видов образовательного процесса.

Процесс обучения в вузе строится на основании учебного плана – официального документа, регламентирующего состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. Учебные планы как средство реализации образовательных программ оказывают значительное влияние на качество обучения.

Задачами учебного плана являются:

• определение состава учебных дисциплин;

• построение логической последовательности изучаемых дисциплин;

• определение структуры учебного плана;

• определение оптимальной учебной нагрузки на студента по периодам обучения;

• определение необходимого учебно-методического обеспечения.

Эффективность технологии обучения напрямую зависит от совокупности взаимосвязанных учебно-методических, информационных и технических средств.

Уровень учебно-методического обеспечения определяется в соответствии с методикой экспертизы содержания и качества подготовки при аттестации основной образовательной программы:

• наличием основной учебной и учебно-методической литературы;

• присутствием в библиотечном фонде достаточного числа экземпляров рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы (количество экземпляров учебников и учебных пособий по циклам дисциплин на одного студента);

• наличием учебно-методических материалов, разработанных преподавателями (учебники и учебные пособия с грифами Минобразования и учебно-методических объединений (УМО) вузов, методические разработки по самостоятельной работе студентов, курсовым проектам и работам, проведению практик, к итоговой аттестации выпускников и др.);

• использованием периодических изданий, в том числе зарубежных;

• оценкой программно-информационного обеспечения всех циклов дисциплин рабочего учебного плана (электронные учебники, доступ к базам данных и пр.);

• использованием современных информационных средств связи, в том числе международных.

В последние годы большую популярность в вузах получили информационные технологии обучения, применение которых по ряду учебных курсов обеспечивает существенное повышение качества обучения. Широкое распространение получили компьютерные обучающие программы, которые используются двояко: как информационно-справочные и как контрольно-обучающие. Последние позволяют быстро и качественно осуществить самотестирование, необходимое для промежуточной оценки знаний студентов.

К новейшим технологиям обучения относятся и Web- технологии, включающие в себя следующие типы: интегрированные обучающие пакеты (ИОП), асинхронные и синхронные конференции.

Следующей составляющей образовательной технологии является режим обучения. Как известно, максимальный объем учебной нагрузки студента (очной формы обучения) – 54 ч в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Из них на аудиторную работу выделяется от 24 до 30 ч в неделю (в стандарте объем аудиторной нагрузки студента при очной форме обучения – 27 ч без учета занятий по физической культуре и факультативным дисциплинам).

Исследования показали, что доля аудиторного учебного времени в российских образовательных учреждениях значительно выше по сравнению с аналогичными показателями в странах Германии, Англии, США. Так, на каждый час аудиторной работы в России приходится один час самостоятельной работы студентов, в то время как в зарубежной образовательной практике доля самостоятельной работы в общем объеме теоретической подготовки в два- три раза выше.

Составляющей технологии обучения является способ контроля знаний.

Существуют следующие способы контроля знаний студентов (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Основные способы контроля знаний студентов

Формы контроля при изучении теоретического материала

Формы контроля при закреплении практических навыков

Устный опрос на семинарских и практических занятиях

Выполнение контрольных и самостоятельных работ

Программированный фронтальный опрос на лекциях с помощью карт-текстов (10–15 мин в начале лекции

Проверка домашних заданий

Защита рефератов на семинарах и практических занятиях

Опрос (в том числе программированный) перед лабораторными и практическими занятиями

Заслушивание докладов и сообщений на лекциях, практических и лабораторных занятиях

Выполнение курсовых проектов и работ в соответствии с планом-графиком выполнения этих работ

Проверка конспектов по отдельным темам, заданным на самостоятельное изучение

Защита курсовых работ и проектов

Тестирование остаточных знаний студентов

Тестирование с помощью обучающих программ

Дискуссия на семинарских занятиях

Защита отчета по производственной практике

Проведение коллоквиума

Проведение деловых игр

Проведение круглых столов по теме курса

Проведение кейс-стади

Подготовка студентами презентаций материала по темам изучаемого курса

Зачеты и экзамены

Еще одной составляющей технологии обучения является регламентация отдельных видов образовательного процесса.

Регламент бывает структурный и временной. Структурный регламент представляет собой сочетание следующих элементов технологии обучения: лекции, упражнения, лабораторные работы, семинары, практические занятия, курсовые работы, контрольные задания, самостоятельные рефераты и исследования, экзамены и зачеты. Все они характеризует технологию обучения в целом и по каждой дисциплине в отдельности.

Временной регламент технологии обучения отражается в нормативах и учебных планах.

Важнейшим фактором внутривузовской маркетинговой среды является персонал, который создает образовательные услуги и продукты, формирует культуру образовательного учреждения, его внутренний климат.

Персонал вуза включает административно-управленческий, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный и хозяйственный. Особого внимания заслуживает профессорско-преподавательский состав.

Преподаватель является ключевой фигурой вуза. Далеко не каждый специалист может выполнять функции передачи знаний. Труд преподавателя обобщает труд исследователя, аналитика, актера, психолога – "врачевателя человеческих душ", педагога. Хороший преподаватель – это прежде всего специалист-профессионал и личность. Профессиональные знания позволяют методически грамотно построить лекцию, практическое занятие, сделать информацию не только доходчивой, но и интересной. Преподаватель должен владеть практическими навыками решения проблемы или управленческих задач, иметь навыки исследователя. Ускорение прогресса знаний и техники, постоянное их обновление делают труд преподавателя более сложным и трудоемким.

Квалификация преподавателя, его профессиональное мастерство и педагогическая компетентность, культурный уровень, образ жизни, творческий потенциал и другие качества решающим образом сказываются на подготовке студентов. Специалиста как представителя определенной культуры характеризует не только определенный набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т.п. Поэтому он не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре[7]. Еще в XIX в. К. Д. Ушинский писал, что ".. .только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер"[8].

К внутривузовской среде также относится попечительский совет, который в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" является формой самоуправления образовательного учреждения. Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются Уставом вуза.

В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения. Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.

Попечительский совет:

• содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития вуза;

• содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников вуза;

• содействует совершенствованию материально-технической базы вуза, благоустройству его помещений и территории;

• укрепляет авторитет учебного заведения в деловых и общественных кругах;

• рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета Уставом вуза.

Исследования внутренней среды вуза определяют возможности повышения эффективности его деятельности. Одним из основных направлений маркетинговых исследований в этой области является изучение культуры вуза – множества норм, правил и ценностей, которыми он руководствуется в своей деятельности.

Культура охватывает существующую в вузе систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития. Различают деловую и корпоративную культуру. В последние годы все больше организаций (в том числе и высшие учебные заведения) достаточно много внимания уделяют формированию корпоративной культуры – системы разделяемых сотрудниками организации ценностей, взглядов и целей, которые формируют индивидуальное и групповое поведение.

На формирование культуры вуза влияют следующие факторы:

• миссия и философия вуза;

• цели, моральные нормы и основные ценности вуза;

• принятые стандарты и правила;

• ритуалы и традиции;

• выдающиеся деятели;

• неформальные каналы коммуникаций.

Достигнутый образовательным учреждением высокий уровень культуры оказывает большую помощь в нормальной реализации его делового поведения.

Серьезной проблемой в изучении культуры вуза является отсутствие ярко выраженного ее проявления, однако наличие некоторых устойчивых моментов (взаимоотношение с конкурентами, отношение к абитуриентам, студентам, слушателям, система карьеры, наличие традиций) позволяет сделать определенные общие выводы о культуре высшего учебного заведения.

Культура вуза не только определяет внутрифирменные взаимоотношения, но также оказывает серьезное влияние на то, как предприятие строит свое взаимодействие с той частью внешней среды, с которой высшее учебное заведение находится в непосредственном взаимодействии.