Лекция 10. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственная инфраструктура является одним из источников повышения эффективности деятельности предприятия. Работы но обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, энергетическим, материально-технического снабжения, транспорта и сбыта продукции.

Основной задачей подразделений инфраструктуры предприятия является своевременное, качественное и бесперебойное обслуживание основного производства в соответствии с присущими им техническим оснащением, организацией и функциональными обязанностями.

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ но обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.

Структура и организационные формы инструментального хозяйства весьма разнообразны и зависят от типа производства, вида выпускаемой продукции, ее конструкторской и технологической сложности и объема производства. Инструментальное хозяйство предприятия включает производственные звенья (участки, цеха) но изготовлению инструментов; складские и комплектующие подразделения (центральный инструментальный склад, цеховые инструментально-раздаточные кладовые); подразделения по восстановлению и ремонту инструментов; подразделения по инструментообеспечению рабочих мест.

Основной задачей функционирования ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. В ее состав входят: ремонтновосстановительная база предприятия, склады, цеха и общезаводские отделы ремонтного хозяйства (технологический, оборудования, диспетчерский).

В зависимости от масштабов производства ремонтно- восстановительная база предприятия может содержать: ремонтно-механический цех, выполняющий ремонт технологического оборудования; ремонтно-строительный цех, выполняющий ремонт зданий, сооружений, производственных, складских и служебных помещений; электроремонтный цех, подчиненный главному энергетику, а также склады оборудования и запасных частей. Кроме того, в цехах целесообразно создание ремонтных баз, подчиненных цеховому механику, главной задачей которых является поддержание в работоспособном состоянии технологического оборудования, осуществление профилактических осмотров, разнообразных ремонтных работ.

Основной задачей службы маркетинга и логистики является своевременное и бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материалами, комплектующими и сопутствующими изделиями, разнообразными средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки.

Логистика — это вил деятельности, выполняемый организационно-структурным подразделением предприятия, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования, станков, аппаратов и агрегатов. Таким образом, материально-техническое снабжение предприятия заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционировании сферы обращения продукции, товаров, услуг, управлении товарными запасами, создании инфраструктуры товародвижения.

Грамотный маркетинг является залогом успешной работы предприятия. Для организации ритмичной работы предприятия необходимо равномерное распределение объемов производства по графику выполнения заказа с тем, чтобы продукция своевременно поступала заказчику или в товаропроводящую сеть. В конечном итоге результативность хозяйственной деятельности предприятия определяется выполнением договоров но номенклатуре и срокам поставок.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами, необходимыми для перемещения грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Анализ грузопотоков и грузооборота дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, порожних поездок.

Современное промышленное производство связано с потреблением в больших объемах электроэнергии, топлива и других энергоносителей (пара, сжатого воздуха, горячей воды, газообразного, твердого и жидкого топлива и т.п.).

Основной задачей энергетического хозяйства является надежное и бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии установленных параметров при минимальных затратах. Объем и структура потребляемых энергоресурсов зависит от мощности предприятия, вида выпускаемой продукции, характера технологических процессов, а также связей с районными энергосистемами. В задачу энергетического хозяйства входят также выполнение правил эксплуатации энергетического оборудования организация его технического обслуживания и ремонта, проведение мероприятий, направленных на экономию энергии и всех видов топлива, а также мероприятий по совершенствованию и развитию энергохозяйства предприятия.

Организация производственной инфраструктуры определяется ее ролью в производственном процессе и влиянием па конечные результаты работы предприятия. Это предъявляет особые требования к обслуживанию основных производственных подразделений. В современных условиях повышенные требования к обслуживанию производства предъявляются вследствие перехода предприятий на новые экономические условия, отличительной чертой которых является экономия производственных ресурсов. Это диктует увеличение непрерывности производственных процессов, конструктивного и технологического совершенства выпускаемой продукции, улучшения использования основных и оборотных средств. Поэтому специализация функций обслуживания должна играть особую роль в организации инфраструктуры предприятия.

Концентрация производства инструмента и технологической оснастки на основе крупных инструментальных цехов, а также создание специальных служб обслуживания ремонтными, подъемно-транспортными работами, снабжения и сбыта продукции, несомненно, повысит значимость и эффективность инфраструктуры производства.

Отметим, что вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства в рамках предприятия подчас выполняют довольно дорогостоящие и трудоемкие работы. Хозяйства инфраструктуры вынуждены производить для собственного потребления инструменты, технологическую оснастку, выполнять все виды ремонтных работ, изготавливать сменные узлы и детали. Материальные затраты на ОГЛАВЛЕНИЕ вспомогательных и обслуживающих хозяйств в этом случае могут быть в несколько раз выше, чем на выполнение аналогичных работ специализированными организациями. Решить проблему снижения расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ и эксплуатацию служб инфраструктуры можно размещением заказов па обслуживание потребностей предприятия специализированными хозяйствами.

Спрос на подобного рода услуги создаст условия для формирования целой сети организаций и предприятий по ремонту оборудования, изготовлению сменных деталей и узлов, производству технологической оснастки, монтажу подъемно-транспортного и складского оборудования. Повое развитие получит инструментальная промышленность, так как в условиях специализированного производства дешевле и качественнее можно организовать выпуск стандартного инструмента.

В области энергетического обслуживания целесообразнее всего заключить длительный договор па обслуживание с крупными производителями на поставку электро- и тепловой энергии, инертных газов, технического кислорода, природного газа и других энергоносителей.

Ремонтные работы требуют особого внимания, поскольку их выполнение, как правило, трудоемко и дорогостояще. В силу этих обстоятельств, капитальный ремонт следует всегда осуществлять с помощью специализированной ремонтной организации, а текущее обслуживание можно проводить собственными силами.

Механизация транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ является самой застарелой проблемой российских предприятий. Наличие в структуре предприятия полностью механизированных, а тем более автоматизированных складов, несомненно, повысит эффективность инфраструктуры. Однако принцип экономической целесообразности и в этом случае должен носить главенствующий характер.

Относительно транспортного хозяйства и перспектив его развития следует отметить, что организация крупных транспортных предприятий дает значительный результат лишь в том случае, если обслуживание предприятий осуществляется на основе так называемого кустового расположения потребителей. Это обеспечивает значительную экономию бензина, горюче-смазочных материалов, запасных частей.

Отмеченные тенденции развития инфраструктуры предприятий представляют интерес для действующих производств. Однако наличие в структуре предприятия подразделений инфраструктуры должно быть адекватно масштабам, потребностям и целям эффективного функционирования производства.

Теперь обратимся к схемам, подготовленным по материалам дайной главы (рис. 10.1 — 10.21).

Рис. 10.1. Структура и задачи производственной инфраструктуры предприятия

Рис. 10.2. Задачи, стоящие перед инструментальным

хозяйством

Рис. 10.3. Схема управления инструментальным хозяйством предприятия

Рис. 10.4. Схема внутризаводского обращения инструмента:

1 — заявка на приобретение инструмента; 2 — заказ на изготовление инструмента; 3 — поступление нового покупного инструмента; 4 — поступление нового изготовленного инструмента;

5 — поступление восстановленного инструмента; 6' и 8 — поступление нового и восстановленного инструмента; 7 и 9 — поступление старого и изношенного инструмента; 10 и 12 — передача затупленного инструмента; 11 и 13 — поступление заточенного инструмента

Рис. 10.5. Классификация и индексация инструмента

Рис. 10.6. Организация работ по восстановлению инструмента

Рис. 10.7. Организация инструментального хозяйства в цехах

Рис. 10.8. Задачи ремонтного хозяйства предприятия

Рис. 10.9. Схема управления ремонтным хозяйством предприятия

Рис. 10.10. Структура системы планово-предупредительного

ремонта

Рис. 10.11. Характеристика системы планово-предупредительного ремонта

Рис. 10.12. Организация подготовки к выполнению ремонтных работ

Рис. 10.13. Задачи энергетического хозяйства и факторы, влияющие на его организацию

Рис. 10.14. Схема управления энергетическим хозяйством

предприятия

Рис. 10.15. Организация заводских служб логистики

Рис. 10.16. Схема построения организационной структуры служб логистики предприятия по материальному признаку

Рис. 10.17. Организация складского хозяйства предприятия

Рис. 10.18. Состав нормы расхода материалов на производство

единицы продукции

Рис. 10.19. Схема управления транспортным хозяйством

предприятия

Рис. 10.20. Классификация транспорта на предприятии

Рис. 10.21. Системы организации транспортных перевозок

Выводы

1. Совершенствование деятельности подразделений инфраструктуры предприятия связано как с организацией производства, так и с управлением процессами обслуживания.

2. Задачи подразделений инфраструктуры предприятия сводятся к своевременному, качественному и бесперебойному обслуживанию основного производства.

3. Организация инфраструктуры предприятия должна отвечать основным положениям специализации, концентрации, кооперирования и комбинирования.

4. В настоящее время вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства в рамках одного предприятия могут иметь все возможности для функционирования в полном объеме. Однако их работы довольно дорогостоящи и трудоемки. Материальные затраты на ОГЛАВЛЕНИЕ вспомогательных и обслуживающих хозяйств могут быть в несколько раз ниже, если их функции будут выполнять специализированные организации.

5. Решение проблемы повышения надежности, стабильности и доходности производства диктует необходимость создания действенного структурного подразделения предприятия по реализации продукции. Данное подразделение может быть представлено товаропроводящей сетью, в состав которой входят магазины оптовой и розничной торговли, сеть фирменных магазинов и товарных баз.