Прогнозирование спортивных способностей

Объектом отбора являются неординарные спортивные способности к данному виду деятельности. При спортивном отборе решается вопрос, способен ли отбираемый достичь мастерства в избранном виде спорта за определенный период подготовки, то есть каковы потенциальные возможности спортсмена.

Это реально при учете двух компонентов:

1. Уровень полученных по наследству структурных и функциональных задатков, предпосылок к успеху в желаемом виде деятельности, то есть исходный (начальный) уровень физического состояния на момент отбора.

2. Тренируемость как индивидуальный уровень возможностей развития наследственных задатков, который определяется по показателям темпов развития физических качеств, о которых достоверно можно судить только при наблюдении за ребенком в течение 1,5-2 лет.

Только учет этих факторов может обеспечить более надежный прогноз конечного (дефинитивного) уровня развития этих качеств.

После проведения первичного тестирования физического состояния (или отдельных показателей, важных для этого вида спорта) может быть применен прием обычного ранжирования (расстановки показателей по порядку - от наивысшего до самого низкого). Затем выделяются группы с высоким, средним и низким исходным уровнем. В ряде видов спорта для детей различного возраста установлены статистические нормативы для оценок: высокий, средний, низкий. Затем осуществляются повторные измерения тех же показателей через 0,5; 1; 1,5 и 2 года и производится расчет темпов прироста (Т) по формуле:

где Хкон - конечный показатель, измеренный через 0,5-2 года; Хисх - исходный показатель.

Таким образом, мы получаем темп прироста показателя (в%), который может быть также оценен как высокий, средний и низкий. Следующим этапом является определение потенциальных возможностей по предлагаемой схеме (табл. 3).

Таблица 3

Схема определении потенциальных возможностей спортсмена

№ п/п

Соотношение исследуемых показателей

Характеристика способностей

1

Высокий исходный уровень + высокие темпы прироста

Очень большие способности

2

Высокий исходный уровень + средние темпы прироста

Большие способности

3

Средний исходный уровень + высокие темпы прироста

Большие способности

4

Высокий исходный уровень + низкие темпы прироста

Средние способности

5

Средний исходный уровень + средние темны прироста

Средние способности

6

Низкий исходный уровень + высокие темпы прироста

Средние способности

7

Средний исходный уровень + низкие темпы прироста

Малые способности

8

Низкий исходный уровень + средние темпы прироста

Малые способности

9

Низкий исходный уровень + низкие темны прироста

Очень малые способности

Разумеется, такие рекомендации следует считать ориентировочными, хотя высокий исходный уровень развития физических качеств, необходимых для данного вида спорта, и высокие темпы их прироста, несомненно, свидетельствуют о перспективности данного спортсмена.

Эффективность отбора определяется решением следующих задач: 1) моделирования эталона идеального спортсмена; 2) выбора в качестве критериев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа составляющих модель идеального спортсмена; 3) устранения влияния предварительной обученности; 4) учета темпов биологического созревания.