Профессиональная компетентность и должная тщательность

При оказании профессиональных услуг бухгалтер должен действовать с должной тщательностью, компетентностью и усердием.

Принцип профессиональной компетентности и должной тщательности накладывает на профессиональных бухгалтеров следующие обязанности:

а) поддерживать свои профессиональные знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг с учетом новейших достижений в области практики, законодательства и технологий;

б) стремиться постоянно повышать свою профессиональную компетентность;

в) действовать в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами;

г) действовать в соответствии с требованиями задания, внимательно, тщательно и своевременно.

Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Этапы обеспечения профессиональной компетентности представлены на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Этапы обеспечения профессиональной компетентности

Первый этап достижения профессиональной компетентности включает три цикла:

1) получение высшего или среднего профессионального образования;

2) получение специального образования;

3) приобретение опыта практической работы.

Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне требует:

— постоянной осведомленности о соответствующих технических новшествах в сфере профессиональной деятельности, о событиях, происходящих в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита (как в национальной, так и в международной практике), об изменениях в законодательных и нормативных актах;

— руководства программой обеспечения контроля качества, отвечающей соответствующим требованиям ИПБ России, национальным и международным требованиям;

— ежегодного повышения квалификации в соответствии с программами, утвержденными ИПБ России и Советом по аудиторской деятельности;

— непрерывного самообучения в сфере своей профессиональной деятельности.

Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие профессиональному бухгалтеру компетентно работать в профессиональной среде.

В отношении принципа профессиональной компетентности профессиональный бухгалтер должен:

1) воздерживаться от рекламирования себя как лица, обладающего знаниями и опытом в тех вопросах, в которых он на самом деле ими не обладает;

2) воздерживаться от согласия на выполнение заданий или поручений, которые он не в состоянии выполнить на необходимом уровне профессионализма и качества. Если на стадии заключения договора или в процессе выполнения работы бухгалтер поймет, что некомпетентен в ней, то он должен прямо заявить об этом клиенту или работодателю.

Данное требование включает:

наличие лицензии на право оказания соответствующих услуг или документов, подтверждающих образование и квалификацию;

наличие необходимых специалистов и других реальных возможностей и способностей оказывать качественные услуги.

В случае, если профессиональный бухгалтер не может самостоятельно оказать какие-либо услуги, необходимо обратиться к сторонним специалистам;

3) отдавать себе отчет в том, что, принимаясь за определенную работу, он тем самым дает клиенту или работодателю основания полагать, что обладает не меньшими знаниями и опытом, чем другие лица, выполняющие аналогичные услуги. Поэтому в тех случаях, когда он на самом деле такими знаниями и опытом не обладает, он вводит в заблуждение своего клиента или работодателя, который не имеет возможности объективно оценить компетенцию претендентов на выполнение данной работы;

4) стремиться осуществлять свою деятельность, по мере возможности постоянно контактируя со специалистами своего профиля, а в ряде случаев стараясь организационно войти в коллектив таких специалистов. Он должен понимать, что некоторым категориям профессиональных бухгалтеров чрезвычайно трудно сохранять надлежащую профессиональную компетентность, работая индивидуально, вне специалистов своего профиля;

5) предпринимать шаги, направленные на то, чтобы лица, работающие под его началом, в профессиональном качестве имели надлежащую подготовку и находились под должным контролем и руководством;

6) информировать в необходимых случаях клиентов, работодателей или иных пользователей профессиональных услуг об ограничениях, присущих оказываемым услугам, с тем чтобы избежать толкования выраженного им мнения как утверждения факта;

7) понимать, что параллельное занятие отдаленными от бухгалтерской профессии сферами деятельности может компрометировать как его самого, так и профессиональное сообщество. В этих случаях он должен воздерживаться от такого рода занятий.